БЕСПОПОВЦЫ - Страница 15

В октябре 1832 г. на Варковской мызе Динабургского (позднее Двинского) уезда состоялся первый собор старообрядцев Прибалтики, в котором участвовали 33 представителя общин Латвии. Собор обсуждал вопросы о бессвященнословных браках, о порядке избрания наставников, о почитании обычаев старины и избрал центральный орган управления федосеевцами Латвии – Духовный совет из 6 человек, руководителем которого стал наставник Сысой Назарьевич. Центрами филипповского согласия в XIX в. были Архангельская и Олонецкая губернии, на Волге – Ярославль, Углич, Саратов, Корчева (в настоящее время не существует) и с. Кимры Тверской губернии, а также Пензенская и Херсонская губернии, Москва и Санкт-Петербург (в столице существовала моленная на Болотной ул., основанная в XVIII в., и женский скит за Московской заставой). Главным пунктом полемики внутри согласия на протяжении XIX в. был вопрос о браке. В 1823–1825 гг. в согласии произошло разделение, в связи с тем, что кимрские филипповцы начали допускать к общению старожёнов и новожёнов. Москвичи, основным центром которых стал таганский Братский двор (основан около 1790 г.), осудили кимряков и отделились от них. Полемика продолжалась более 20 лет, на Угличском соборе (1826 г.) в устных собеседованиях одержали верх «бракоотрицатели». Собор постановил в отношении старожёнов поступать по «рассуждению отец духовных и знанию их жития». В дальнейшем в одних общинах наставники имели снисходительное отношение к живущим в браке с жёнами «ради нужного времени и ради купного воспитания законных чад», другие же по отношению к семейным парам применяли строгости. Угличский собор также определил принимать федосеевцев через «четыредесятый» пост. Разногласия по вопросу о браке внутри филипповщины усиливались, и их не разрешили соборы, прошедшие в с. Богородском под Москвой и на московском Братском дворе (1883 г.), занявшие снисходительную позицию в отношении сторонников брака. Исследователям известны филипповцы, «не молящиеся с приглашенными», которые не допускали до общей молитвы готовившихся к перекрещиванию, а также орловские филипповцы, которые отличались особой строгостью в отношении внешнего вида и одежды. В первой трети XIX в. И. Петров из Костромской губернии, принадлежавший к согласию странников, решил, что нельзя пользоваться деньгами, поскольку на них изображён государственный герб – «печать Антихриста», и, чтобы окончательно отделиться от думающих иначе, сам себя крестил. Строгая жизнь Петрова привлекла немало последователей, что положило начало согласию безденежников (антипово согласие). Сначала это движение было распространено в окрестностях Ярославля, затем на Пошехонье и, наконец, в Вологде, однако оно было немногочисленным. Со стороны странников, последователей Евфимия, были попытки преодолеть это разделение, но Петров до смерти в 1860 г. остался верен своей идее. В 1850 гг. правительство открыло для себя факт существования страннического согласия, в результате масштабной полицейской акции было арестовано почти всё руководство согласия и более сотни его членов. В 1860 гг. произошло ещё одно разделение странников – от них отделились статейники (или иерархиты), во главе которых стоял яркий проповедник, автор «Малого образа ересей» Н.С. Киселёв. Много путешествуя, он привлёк к себе большое число последователей. Для своей общины в селе Сопелки Ярославской губернии Киселёв написал устав, состоящий из 19 глав и 84 статей. В соответствии с этим уставом согласие странников-статейников было разбито на «пределы», во главе которых стояли «предельные-старшие» с функциями «в пример епископа», согласие возглавлял «преимущий-старший», полномочия которого были «в пример патриарха». Первым из статейников назвал себя патриархом Арсений (Рябинин). Во второй половине XIX в. споры о браке охватили и странников. М. Васильев из Пошехонья и Н. Касаткин из Череповецкого уезда первыми стали проповедовать брачную жизнь в странствии, в 70 гг. их единомышленником стал крестьянин Новгородской губернии М. Кондратьев. Чин брака у странников состоял из взаимных обетов брачующихся и пения молебна. По рассказам современников странников Саратовской области, брачные странники «странствовали» отдельно друг от друга в близлежащих деревнях, совместная жизнь была возможна после 45 лет. О Спасовом согласии в XIX в. сохранились более подробные известия, нежели в предшествующий период.

 



 
PR-CY.ru