БЕСПОПОВЦЫ - Страница 19

12 июля 1907 г. была зарегистрирована «зуевская община старообрядческая поморского брачного согласия с. Зуева Богородского уезда Московской губернии»; 3 июля 1907 г. – «первая серпуховская старообрядческая община в дер. Заборье Серпуховского уезда Московской губернии старообрядцев-христиан древлеправославного кафолического исповедания старопоморского согласия» (федосеевцы); 20 февраля 1909 г. – «старообрядческая община старопоморского благочестия в дер. Курьяновой Волоколамского уезда» (федосеевцы). Временем активизации федосеевского сообщества Москвы и связанных с ним общин стали 1905–1917 гг. 11 марта 1907 г. состоялось собрание московских федосеевцев, на котором присутствовали председатель Г.К. Горбунов, члены комитета общины и прихожане, всего 99 человек. Собрание постановило: утвердить общину для Москвы и уезда, приходским храмом считать Крестовоздвиженскую церковь на Преображенском кладбище и присвоить общине это наименование. В марте община была зарегистрирована, 8 апреля того же года состоялось её первое легальное собрание. Настоятелем общины стал С.Е. Грузинцев, духовными отцами – Т.Т. Бутусов, В.Я. Белов. 15 августа 1909 г. в Преображенском богаделенном доме был утверждён «Устав московской общины христиан древлеправославного вероисповедания старопоморского согласия», в том же году открылась школа с 3-годичным курсом обучения. Почётный член общества старообрядцев Преображенского кладбища в Москве Горбунов в 1910 г. учредил типографию, выпустившую тысячи книг церковнославянской печати. В том же году он устроил богадельню для престарелых старообрядцев, где постоянно проживало около 300 мужчин и женщин. В 1912 г. на Преображенском кладбище открылась больница с бесплатной раздачей лекарств. При Преображенской общине отливали иконы, действовала иконописная мастерская, особой известностью пользовались иконописцы А.Т. Михайлов (ум. в 1948 г.) и Т.И. Илларионов (ум. в 1930 г.). Наиболее тесные связи у московской общины существовали, как и раньше, с федосеевцами Волги, Сибири, Урала. Вопрос о браке оставался весьма актуальным в согласии в начале XX в. 3 марта 1913 г. на Урале состоялся Гагарьинский собор федосеевцев под руководством М.Ф. Тельминова, осудивший бессвященнословные браки. Решения этого собора впоследствии были сурово осуждены на общестарообрядческом Курганском соборе в 1924 г. Разногласия в отношении к браку существовали между казанскими и московскими федосеевцами. По мнению современных казанских федосеевцев, в 1907 г. Преображенская община сделала послабление для своих прихожан-новожёнов и приняла их на общее моление. Федосеевские общины Казани, Чистополя, с. Алексеевского и др., напротив, сохранили до сего времени строгие правила польских и новгородских соборов: «Здравых новожёнов на соборное (на исповедь) не принимать без разводу». Более тесным было взаимодействие казанских федосеевцев с вятскими. Известный старообрядческий печатник из Вятки Л.А. Гребнев в течение недолгого времени сотрудничал в типографии Горбунова на Преображенском кладбище, потом вернулся на Вятку, где с помощью казанских жителей Семёновых устроил новую типографию. В отношении исполнения устава вятские общины отличаются значительной строгостью. Гонения на веру, развернувшиеся после установления советской власти, затронули и федосеевцев. В богаделенный дом при Преображенском кладбище было решено вселить около 400 беженцев из голодающих губерний за счёт закрытия большинства моленных. 10 января 1923 г. приходской комитет Преображенского кладбища был оповещён, что четыре храма подлежат закрытию и ликвидации. 15–17 августа 1924 г. в Саратове прошёл собор федосеевцев, на котором присутствовали духовные отцы, попечители, клир, а также прихожане из Саратова, Астрахани, Самары, сёл Воскресенского, Ключей, Красного Яра, Пряхино, Дубовки, Алексеевки, Ахмата и др. Одним из основных поводов к созыву собора было широко распространившееся в согласии снисходительное отношение к так называемым половинкам (членам согласия, состоящим в браке с «инославными» или атеистами) и новожёнам. Первых почти всюду начали принимать на общую молитву без ограничений, а новожёнов (престарелых) некоторые отцы духовные принимали на исповедь, а иногда и на общую молитву – всё это стало предметом нападок со стороны наиболее строгих духовных отцов и вызвало необходимость соборного обсуждения.



 
PR-CY.ru