БЕСПОПОВЦЫ - Страница 18

Средники были известны в Астраханской, Саратовской (особенно в с. Воскресенском) и Тамбовской губерниях. В середине XIX в. от строгих нетовцев возникали новые ответвления. Например, рябиновцы, первые сведения о которых относятся к 1848 г. Название этого толка происходит от принятой в нём особой формы гладкого (без изображения Спасителя) креста из рябины, которую рябиновцы почитали за кедр, кипарис и певг в древнем трисоставном Кресте. Первоначально рябиновцы сами крестили своих детей, со временем в их среде появились своего рода чин крещения и духовники, затем стали устраиваться моленные, где собирались на общую молитву, внешне согласие стало походить на поморское. В согласии большой известностью в 1850 гг. пользовался наставник А.В. Лагутов, устроивший в Чистополе моленную, богадельню и училище (по его имени рябиновщину нередко называли «лагутовщиной»). К 1860 гг. в Чистополе насчитывалось более 500 рябиновцев. Рябиновцы (или беспоповцы по «кресту честному», как они сами себя называли) жили также в Нижегородской, Самарской губерниях и в Санкт-Петербурге. Среди малочисленных беспоповских согласий, возникших в XIX в. и отличавшихся полицентризмом, исследователи называют также мельхиседеков. Считая, что «православное священство» утрачено, они, тем не менее, утверждали, что без Причастия Тела и Крови Христовой спастись невозможно. Согласие так обосновывало свои традиции: «Мельхиседек, царь салимский, встретивший Авраама, не был поставлен во священники, но приносил Богу хлеб и вино как жертву». Такое же «мельхиседеково священство» существовало, по мнению членов сообщества, и у них. Мельхиседеки причащались хлебом и вином, которые с вечера клали перед иконами, затем молились, кто как может, а потом принимали их. Отдельные сообщества мельхиседеков встречались от Москвы до Дальнего Востока, но о каких-либо письменных свидетельствах или соборах согласия исследователям неизвестно. Издание манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.), провозгласившего, что «отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию»,  а также указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906 ), легализовавшего старообрядческие организации, коренным образом изменило положение последователей «старой веры» и в то же время усилило полемику как внутри согласий, так и между ними. Большинство старообрядческих общин приняло новые законы, и это значительно оживило старообрядческую жизнь, привело к повсеместному созданию или возрождению общин, развитию просветительской и благотворительной деятельности. Однако в старообрядчестве существовали и противники указа 1906 г. Наиболее последовательной критике указ был подвергнут иноком Григорием (первоначально предположительно часовенный, перешедший в странническое согласие) в «Послании к превозлюбленной сестрице Екатерине Афанасьевне», написанном 29 июля 1927 г. Григорий называл зарегистрированные старообрядческие сообщества общинами последнего Антихриста, где «все раскольницы, старообрядцы и (прочие) владеют кииждо своим именем». Автор послания настаивал на том, что единственное возможное имя для его последователей – это «христиане», и осуждал старообрядческие общества, принявшие новые законоположения. В начале XX в. продолжали действовать основные согласия, сложившиеся ранее. К 1908 г. в Москве были зарегистрированы следующие беспоповские общины (судя по регистрационным документам, их опережали представители поповского направления): 21 декабря 1906 г. зарегистрировалась «первая московская община беспоповцев поморского законнобрачного согласия на Покровской улице в учебной Лефортовской части в доме Г.Е. Козьминой», наставник И.М. Горбунов; 10 января 1907 г. – «некрасинская старообрядческая община последователей федосеевского толка беспоповцев – единоверцев Преображенского богаделенного дома, служащих в дер. Некрасиной Клинского уезда (Московской губернии)», наставник Е.Г. Дубровин; 25 января 1907 г. – «старообрядческая община дер. Якшино Рузского уезда Московской губернии беспоповцев старопоморского согласия» (федосеевцы), наставник З.К. Манушин; 13 марта 1907 г. – «вторая московская старообрядческая община старообрядцев беспоповцев поморского брачного согласия», наставник Н.И. Шпунтов; и «московская община христиан древлеправославного кафолического исповедания старопоморского благочестия» (федосеевцы) на Преображенском кладбище, наставники: С.И. Грузинцев, Т.Т. Бутусов, В.Я. Бельцев, Е.С. Васков, Н.А. Замятин, С.И. Иванов, Ф.С. Кузнецов, Г.Г. Рожков, М.Ф. Рогачёв, И.М. Савичев, З. Терентьев, Н.С. Цыганков.

 



 
PR-CY.ru