БЕСПОПОВЦЫ - Страница 17

Исследователи полагают, что самокрещенство выделилось из Спасова согласия не позднее первой четверти XVIII в. Его также называют бабушкиным согласием, потому что повивальная бабка надевала крест на младенца при рождении. Исследователи просят не путать его с бабушкиным согласием, отделившимся от федосеевщины в конце 70 гг. XVIII в. Мысль о самокрещении возникла у некоего Романа, обращавшегося к примеру первых христиан. Подробные сведения о самокрестах сохранились, начиная с XIX в. В 1837 г. саратовский мещанин самокрещенского согласия Т.В. Бондарев написал сочинение, в котором проводил мысль, что можно остаться православным христианином и обойтись без видимой церкви и иерархии (Кустодиев К. К материалам для истории раскольнической литературы). В окрестностях Самары был широко известен самокрест Матвей Андреевич (1794–1868), который ушёл, видимо, от федосеевцев из-за того, что те не молились за царя и не признавали брака. Его самокрещение произошло в 1838 г. Надев на себя крест, Матвей Андреевич произнес: «Ныне во Христа крестился, во Христа облекохся и стах новый работник («Аз есмь христианин»)». В окрестностях Самары вокруг него собралось более 800 последователей, живших в браке и молившихся «за державного царя», которые от федосеевцев получили прозвание «самокресты». Сами же они себя называли «содержателями святоотеческого закона, поморского законобрачного исповедания Данилова и Андреева толка, сиречь поморских, олонецких пустынножителей последователи». Община самокреста А.М. Запьянцева из с. Толба Сергачского уезда Нижегородской губернии исследователями мало изучена, хотя он вёл широкую переписку, был автором ряда полемических сочинений. Самокрещенство было распространено в Поволжье, но было немногочисленным, значительная часть фактов самокрещенства осталась незафиксированной. Против самокрестов выступили Батов, Т.А. Худошин, для полемики с ними созывались соборы поморцев в 1881, 1887, 1889, 1896 гг., вопросы об отношении к самокрещенцам ставились также на всероссийских соборах поморцев в начале ХХ в. К концу XIX в. последователей самокрещенства насчитывалось более 9 тысяч. Иногда самокрестов объединяют с «некрещёными» (некрестяками), хотя это разные согласия. Некрестяки заменяли крещение «желанием его и надеванием простого крестика с раздачей милостыни», не имели наставников (Добронравов В. Краткая история русского раскола, известного под именем старообрядчества). Свои воззрения члены этого согласия обосновывали ссылками на четвёртую главу «Кормчей книги», где говорится, что «восхищающие недарованное им раздражают Бога... Ни диакону убо приносити жертву несть достойно, ни крестити кого», на главу из «Книги о вере» «Об отступлении юнитов: об умерших без крещения, погребения и спасшихся». Наиболее созвучными их настроениям оказались слова из «Камня веры» митрополита Стефана (Яворского): «Вожделение Крещения в неких случаях и нуждах вменяется вместо самого Крещения, сиречь егда кто не крещён водою и Духом страждет и умирает за Христа или... егда кто умирает и презельным вожделением креститься желает, не имати крещающего или времени по крещению удобного». Какие-либо организационные формы согласия исследователям неизвестны. Некрестяки, жившие в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии, где их называли «строгими нетовцами», собирались на соборную молитву в отличие от некрестяков, живших в сёлах Шировка и Андреевка Вольского уезда Саратовской губернии и называвших себя «нетовцами-вожделенцами». С самокрещенством связаны согласия дырников и средников. Дырники, история которых восходит, очевидно, к началу XVIII в., когда стали известны старообрядцы, молящиеся в своих домах на восток, в XIX в. жили в Самаре. В основу своего учения они полагали традиционную беспоповскую мысль о благодати, взятой на небо, поэтому они не почитали ни старые иконы, «осквернённые временем», ни новые, которые без священников некому освятить. Дырники делали в избе небольшую дыру строго на восток, которую открывали при молении. Другим немногочисленным согласием были средники, так же как и дырники, по-видимому, выделившиеся из спасовцев в XVIII в. Средники получили свое название потому, что праздновали Пасху в среду. Они придерживались александрийской системы летосчисления, в соответствии с которой Рождение Христово произошло в 5500 г. по сотворении мира.

 



 
PR-CY.ru