БЕСПОПОВЦЫ - Страница 14

Более или менее многочисленные общины федосеевцев существовали во всех известных старообрядческих центрах Средней и Нижней Волги – Казани, Самаре, Сызрани, Воскресенском, Вольске, Хвалынске, Астрахани. Казанские федосеевцы имели богатую Прилуцкую моленную на о. Стекольном, закрытую в 1846 г.; в 1870 гг. в Казани существовало три общины федосеевцев. Федосеевские общины действовали в Предуралье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Тесно связаны не только с Москвой, но и со Средней Волгой были общины Нолинского, Уржумского и Малмыжского уездов Вятской губернии. Во второй половине XIX в. с. Турек считалось центром вятской беспоповщины. В 60–70 гг. XIX в. в Турекской моленной разгорелась полемика по поводу брака, в результате которой община разделилась. Значительную роль в истории федосеевского согласия не только Вятской губернии, но и всей России сыграла дер. Старая Тушка, широко известная как центр «старой веры» с 1835 г. В конце XIX в. Л.А. Гребнев завёл там тайную старообрядческую типографию. Федосеевцы Тушки снисходительно относились к новожёнам и не отлучали их от общины, принимали на исповедь без развода. Такая позиция стала причиной осложнения отношений между старотушкинской и московской общинами в конце XIX – начале XX в. В результате тушкинские федосеевцы покаялись и дали подписку во всём следовать московским отцам. Значительное число федосеевцев жило за пределами Российской империи. С 20–30 гг. ХIХ в. старообрядцы начали переселяться из Польши на Мазурское поозёрье в Пруссию (современное Сувальское воеводство Польши), чтобы избежать метрических записей и призыва на военную службу. В 1837 г. была построена первая моленная в дер. Свигнайне, а затем в дер. Войнове. В 1840 гг. часть старообрядцев покинула эти места, тем не менее, в 1847–1867 гг. Войновский мужской федосеевский монастырь, которому деятельную помощь оказывало московское Преображенское кладбище, играл очень важную роль в согласии. Строителем монастыря был инок Павел Прусский, основавший в Польше старообрядческую типографию. Режица (современная Резекне) и Режицкий уезд были одним из главных центров федосеевщины в Латвии. В 1858 г. близ Режицы федосеевцам была отведена земля под кладбище, первый молитвенный дом возвели там в 1863 г. В 1869 г. моленная была закрыта, к началу 80 гг. XIX в. к режицкой общине принадлежали около 500 человек. После многочисленных ходатайств 28 июля 1898 г. было разрешено открытие кладбищенской Агеевской (по имени первого настоятеля) федосеевской моленной. Близ моленной в 1897 г. открыли богадельню, где тогда проживало 40 человек. В Режице в конце XIX в. действовала также федосеевская Крутовская община. В 1896 г. в Режице числилось 947 федосеевцев, признающих брак, в уезде – 11 413 федосеевцев-бракоборцев, 15 618 федосеевцев без указания на их отношение к браку. В августе 1882 г. в Режице был проведён большой собор, на котором присутствовали представители с Преображенского кладбища. Собор осудил федосеевцев петербургской Волковской моленной за то, что те принимали в свою общину без перекрещивания брачных поморцев. Московский собор 1883 г. подтвердил запрет режицких федосеевцев на общение с Волковской моленной. Большие общины федосеевцев существовали также в Двинском уезде. Рижская федосеевская моленная была основана Ф.Н. Саманским в 1760 г., с 1833 г. она называется Гребенщиковской по имени попечителя моленной А.П. Гребенщикова. До 80 гг. XIX в. рижские федосеевцы были последователями Преображенского кладбища, продолжая вести богослужение по федосеевскому уставу. Они признали бессвященнословный брак и, таким образом, выделились в отдельное согласие – «рижские федосеевцы». И рижских, и петербургских федосеевцев в Москве принимали через 6-недельный пост. Это же правило распространялось и на польских федосеевцев, т.е. жителей Ковенской, Виленской и Сувалкской губерний, главным образом, потому, что они принимали новожёнов на исповедь и не сообщались с ними в молении и пище лишь в тот период, пока семьи могут иметь детей. Общины Северо-Западного края не раз собирались на соборы. В январе 1823 г. в Дегуцкой обители (Литва) состоялся Собор, посвящённый «иконам от рук «внешних» изображаемым, о крестах меднолитных».

 



 
PR-CY.ru