Словарь по христианству Б БЕСПОПОВЦЫ

БЕСПОПОВЦЫ

БЕСПОПОВЦЫ – общее название представителей одного из двух основных течений старообрядчества, а также общее название, объединяющее разные старообрядческие толки и согласия (см. Старообрядчество), разделяющие убеждение в том, что после раскола (см. Раскол в русском православии) пресеклось апостольское преемство православного духовенства, из-за чего они вынуждены обходиться без священнослужителей. Идеология беспоповцев имеет явное эсхатологическое основание (см. Эсхатология). Главной особенностью их вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии, поскольку в результате реформы патриарха Никона (1652–1666 гг.) от истинной веры уклонилась последняя православная держава – Россия, «Третий Рим» (Москва) впал в ересь. Центральное место во взглядах беспоповцев занимает учение о воцарении духовного Антихриста, трактуемого ими как совокупность разнообразных ересей, проникших в Русскую церковь. Первоначально под Антихристом беспоповцы понимали конкретную личность (Никона, Петра I), а для согласования своей идеи о состоявшемся пришествии в мир Антихриста со святоотеческим учением они разработали концепцию о «духовном Антихристе». Согласно этой концепции, Антихрист не есть человек во плоти, он пришёл духовно, его владычество – владычество еретиков, сопровождающееся гонениями на православных христиан, т.е. на старообрядцев. Из признания уже состоявшегося прихода Антихриста вытекает и учение о конечном истреблении им священства и всеобщем бессвященнословном состоянии. Логическим выводом из этих взглядов является положение о непризнании «никонианской» хиротонии и невозможности принимать священников из православной церкви. В первой половине XVIII в. беспоповцы искали священство древнего поставления, поскольку не отрицали церковной иерархии как таковой. В начале 1730 г. была предпринята совместная с поповцами поездка выговца М.И. Вышатина в Палестину, чтобы найти «православное священство». В отличие от беглопоповцев, беспоповцы принимали переходивших к ним священнослужителей официальной церкви без сохранения сана, как мирян. Исследователям известны примеры сотрудничества выговцев с поповцами: выговцы принимали участие в написании «Дьяконовых ответов», поданных в 1719 г. поповцами дьяконовского согласия Нижегородскому епископу Питириму. В 1765 г. в Москве поморцы принимали активное участие в обсуждении идеи соединения беспоповцев и поповцев под властью старообрядческого архиерея (тогда рассматривалась идея поставления такого архиерея рукой мощей Московского митрополита Ионы или другого святителя, однако переговоры были безрезультатными). Отсутствие у беспоповцев духовенства повлекло за собой невозможность совершать ряд таинств. Поэтому из их богослужения были исключены все священнодействия, которые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в северных краях Поморья, где в малонаселённых и удалённых приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия многих беспоповцев – поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались старообрядцами (в том числе и беспоповцами) из «Кормчей книги» – свода правил апостолов, соборов и Святых отцов. Для совершения таинств в беспоповстве сложился институт наставников-мирян, выполняющих функции духовных отцов. Беспоповцы разделяют таинства по степени их важности для спасения на «нужнопотребные» (крещение, покаяние, причащение) и «потребные» (брак, елеосвящение, священство, миропомазание), которые «по нужде» могут и не совершаться. Таинство крещения совершается у них повсеместно. Старообрядцы основываются на канонических правилах, которые в исключительных случаях дозволяют мирянину совершать его. Кроме того, совершается чин «скитского покаяния», т.е. без участия священника. Поскольку совершение богослужения без священника невозможно, беспоповцы учат о «духовном причащении».

 



 
PR-CY.ru