БИБЛЕИСТИКА - Страница 13

События от Авраама до разрушения храма не могут рассматриваться как исторически достоверные, и история Палестины железного века может быть написана только на основе археологических данных. Минималисты связаны с университетами Шеффилда (Великобритания) и Копенгагена (Дания), они достаточно влиятельны в США и Скандинавских странах, их работы публикуются в «Journal of Biblical Literature» и в интернет-изданиях «Journal of Biblical Studies», «Journal of Hebrew Scriptures». Помимо названных авторов одним из главных идеологов минимализма является Лемхе (Копенгаген). Максималистский лагерь определить труднее. Самая решительная оппозиция минималистам существует в среде израильских ученых. Радикальные суждения минималистов вызывают критику не только консервативных исследователей, но и представителей умеренно-либерального лагеря. Спор этих направлений разгорелся с новой силой после публикации в 1993 г. арамейской надписи из Дана, где упоминается «Дом (династия) Давида». Как пишет Ц. Цевит, некоторые минималисты обвинили археологов в фальсификации. Та же история повторилась и с надписью из Телль-Микне (библейский Екрон), опубликованной в 1998 г. Само понятие «библейское богословие» впервые появилось в эпоху Реформации. В протестантской, а позднее и католической традиции под ним понималось изложение библейского учения (в систематической или хронологической форме) с учетом данных историко-филологического исследования Библии. Существенной чертой этой библейской дисциплины был отказ от авторитета толкования Библии в церковном Предании. Первым ее опытом считают лекцию И.Ф. Габлера в Альтендорфе о принципиальном различии библейского и догматического богословий (1787 г.). По Габлеру, библейское богословие имеет исторический характер и видит свою задачу в установлении учений библейских авторов на основании историко-критической экзегезы и их раздельное изложение. Благодаря такому подходу, по Габлеру, могут быть отделены положения, имеющие догматическую значимость, от того, что обусловлено только временем. Подобная работа впервые была выполнена Г.Л. Бауэром (1800–1802 гг.). В первой четверти XX в., когда в ветхозаветной библеистике, особенно в Германии, господствовал историко-критический подход, почти не появлялось работ по систематическому богословию Ветхого Завета. Традиционно богословских тем касались те, кто писал об истории религии Древнего Израиля (К. Будде, Б. Штаде, Г. Хёльшер, Эстерли и Робинсон, Гункель). Со временем стала ощущаться недостаточность одного лишь «антикварного» интереса к исторически обусловленным религиозным представлениям Древнего Израиля, возникла потребность дать ответы на вопросы: что говорит Ветхий Завет о Боге, Христе, человеке и спасении? Возврат к традиционному систематическому изложению ветхозаветного богословия начался с Р. Киттеля (1921 г.), который признал необходимым охарактеризовать религию Израиля в ее своеобразии и выделить ее смысловое ядро. Штойернагель (1925 г.) предложил дополнить диахронический обзор религии Израиля ее целостной и тематически организованной характеристикой. Вопрос о сочетании историко-критического и систематико-богословского подходов стал предметом дискуссий. О. Айсфельдт (1926 г.) считал, что тот и другой подходы следует осуществлять независимо. Результаты исторического исследования религии универсальны, и богословы различных конфессий могут их использовать в своих интересах. Айхродт (1929 г.) указывал на возможность сочетания обоих методов, но в том же направлении: исторический метод добывает факты о развитии религии, богословие объясняет непреходящее значение исторически обусловленных религиозных идей. Вероятно, первым систематическим изложением ветхозаветной веры было «Ветхозаветное богословие» Э. Зеллина (1933 г.), структурированное по темам: Бог и его отношение к миру; человек и его греховная природа; Божий суд и спасение. Э. Зеллин описал исторические трансформации богословских идей, но главный акцент сделал на систематике.

 



 
PR-CY.ru