БИБЛЕИСТИКА

БИБЛЕИСТИКА – общее понятие, охватывающее некоторые библеологические дисциплины: исагогику (предметом которой являются исторические источники религиозных текстов в авторском, культурном, хронологическом и других аспектах), библейскую экзегезу (толкование священных текстов) и библейскую герменевтику (методология толкования Библии). В свою очередь, библиология как метадисциплина является неопределенно широкой совокупностью всех знаний, в том числе религиоведческих, о книгах Ветхого и Нового Заветов, истории их возникновения и изучения, о трудах и биографиях ученых-библеистов. Исагогика – это введение в изучение Священного Писания, которое включает в себя, в частности, библейскую критику (литературную, историко-литературную, историческую, текстуальную и пр.) и библейскую археологию, занимается библейской герменевтикой, переводами Библии на современные языки, доказательствами богодухновенности Библии и историей формирования библейского канона. Различают общую и частную исагогику. Частная исагогика занимается тем же спектром проблем, что и общая, но применительно к отдельным единицам Священного Писания: датировкой рукописи, выяснением авторства, литературного жанра, исторических обстоятельств написания, состояния манускрипта на момент археологических изысканий и т.п. Библейская экзегеза (от греч. – объяснение) – профессиональное богословское толкование Священного Писания. Экзегезу различают по конфессонально-хронологическому критерию: иудейскую ветхозаветную, святоотеческую, византийскую, средневековую западную (до 1054 г.), средневековую католическую, протестантскую, протестантскую неортодоксальную и т.д. Библейская герменевтика (от греч. – объясняю) – методология истолкования Библии; она тождественна экзегетике, но отлична от экзегезы. Основные принципы библейской герменевтики были сформулированы еще в эпоху Возрождения: сопоставлять текст и контекст, проявлять интерес к авторству, к изучению культурной среды возникновения, проводить тщательный палеографический, грамматический и филологический анализ манускрипта, выяснять жанровую принадлежность, осуществлять критическое текстоведение памятника, использовать сравнительный метод, интуитивно вживаться в мир автора рукописи, проникая в «дух» текста, не довольствуясь его «буквой» и пр. Древнеиудейская библейская герменевтика выработала комплекс особых логических приемов (мидот), использовавшихся в талмудический период (II–V вв.) для обоснования Галахи. Христианская библейская герменевтика получила свое развитие в Александрийской школе богословия, была усовершенствована в эпоху средневековой схоластики. Протестантская библейская герменевтика (XVI–XX вв.) отвергла как крайности формализма, так и крайности католического аллегоризма, с XVII в. в ней возобладал рационалистический подход. В XX в. все большее внимание протестантские теологи стали уделять керигме (керигма – термин, близкий по смыслу значению «благая весть»). Православная библейская герменевтика исходит из двух принципов: вера в духовное единство обоих Заветов; истолкование ветхозаветных произведений сквозь призму новозаветных откровений. Иначе говоря, библеистика – это историко-филологическая наука, изучающая Библию как литературное произведение посредством текстологического (так называемая низшая критика) и литературного анализа. Предметом текстологического анализа являются рукописные и печатные тексты, содержащие библейские книги или их фрагменты, так что библейская текстология занимается исторически документированным периодом существования Библии, от которого сохранились рукописные и печатные тексты.

 



 
PR-CY.ru