БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 15

Миролюбивая по отношению к православию политика проводилась при королях Сигизмунде I Старом (1506–1548 гг.) и Сигизмунде II Августе (1548–1572 гг.). В 1563 г. вся шляхта «веры христианской» была уравнена в правах, отмена Городельского привилея ещё раз была подтверждена в 1568 г. Основные положения о веротерпимости в отношении православных зафиксированы в «Акте Варшавской конфедерации» 1573 г. и в 1588 г. были внесены в «Статут Великого княжества Литовского». Вторая половина XV – первая половина XVI вв. отмечены в Беларуси оживлением литературной деятельности и подъёмом книгописания. Хотя оригинальных литературных памятников было в это время написано немного (к их числу с известной долей условности исследователи относят сочинения Киевского митрополита Спиридона-Саввы «Исповедание веры» и Слово на сошествие Святого Духа, Житие супрасльского монаха Антония, казнённого за веру турками в Салониках), однако этот период отмечен созданием здесь новых редакций ряда больших сборников уставного и келейного чтения. В начале XVI в. выходцем из Торопца Матфеем Десятым, работавшим в Вильно и Супрасльском монастыре, был составлен свод библейских книг, доступных в то время на территории Великого княжества Литовского («Библия Матфея Десятого», или Супрасльский библейский сборник 1502–1507 гг. – Библиотека Академии Наук). Приблизительно с третьей четверти XV в. заметно оживляется книгописание на белорусских землях, как и на Украине, книгописцами здесь были по преимуществу представители белого духовенства и светские лица (фонд кириллических рукописных книг, созданных на территории Беларуси в это время и позднее, в настоящее время находится преимущественно за пределами страны – в хранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Варшавы и других городов). На рубеже XV–XVI вв. возникают значительные монастырские книжные собрания – Жировицкого и Супрасльского монастырей (сохранились по преимуществу в составе Библиотеки Академии Наук Литвы в Вильнюсе и собрании епископа Павла (Доброхотова) в Библиотеке Академии Наук). Собрание Супрасльского монастыря являлось крупнейшим на православных землях Великого княжества Литовского и Короны Польской на протяжении всего позднего Средневековья (по описи 1557 г., в монастырской библиотеке значилось свыше 220 томов). Значительным событием в культуре Беларуси и всей Восточной Европы XVI в. стало использование книгопечатания. Первую типографию в Восточной Европе (в Вильно) основал Франциск Скорина из Полоцка в начале 1520 гг. Раньше (1517–1519 гг.) он издал в Праге книги Ветхого Завета (на языке, близком к народному). Перебравшиеся из Москвы в западнорусские земли Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец при поддержке гетмана Григория Александровича Ходкевича издали в его типографии в Заблудове, близ Белостока, «Евангелие учительное» (1569 г.), там же Иван Фёдоров напечатал «Псалтирь с Часословцем» (1570 г.). Пётр Мстиславец с братьями Лукой (Лукашом) и Кузьмой Ивановичами Мамоничами возродил кириллическое книгоиздание в Вильно, где издал в основанной им типографии «Псалтирь» (1576 г.), «Евангелие напрестольное» (1575 г.), «Часослов» (1574–1576 гг.).

 



 
PR-CY.ru