БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 11

Использовав недовольство православной знати Великого княжества Литовского, ущемлённой в правах дискриминационными положениями Кревской унии и Городельского привилея, на великокняжеский стол взошёл Свидригайло Ольгердович (1430–1432 гг.). Его правление было коротким, однако имело одно важное последствие. В первой половине 1430 гг. православные князья и бояре сумели добиться распространения на себя тех же имущественных, а отчасти и сословных прав, которыми до этого пользовались только католики. Частичное уравнение в правах тех и других было оформлено привилеями 1432 и 1434 гг. Первый издал Ягайло, второй – князь Сигизмунд Кейстутович (1432–1440 гг.), с помощью поляков свергнувший Свидригайло с Виленского великокняжеского стола. Свидригайло в 1432 г. бежал в Полоцк, «русские» земли Великого княжества Литовского его поддержали, и на некоторое время Великое княжество Литовское раскололось на два великих княжества: Литовское (во главе с Сигизмундом) и Русское (под началом Свидригайло). Свидригайло в итоге потерпел поражение от Сигизмунда, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в 1435 г. за изменническое поведение (за контакты с Сигизмундом) по приказу Свидригайло в Витебске был сожжён поставленный в 1433 г. в митрополита Киевского бывший Смоленский епископ Герасим. Такой поступок заставил многих отшатнуться от Свидригайло. Сигизмунд же сумел заручиться поддержкой многих православных князей и бояр и после победы над Свидригайло издал привилей, частично уравнивавший православных с католиками. Лишь одно очень важное положение Городельского привилея (право занимать высшие государственные должности) не было распространено на православных. В 1436 г. митрополитом Киевским и всея Руси в Константинополе был поставлен грек Исидор (ум. в 1463 г.), на Ферраро-Флорентийском соборе (1439 г.) активно выступивший за подчинение православной церкви Римским папам. Возвращаясь из Флоренции в Москву, Исидор в течение 1440 г. беспрепятственно посетил земли Великого княжества Литовского, проповедуя унию. В августе того же года, посетив Вильно, он столкнулся с неприязненным отношением к унии со стороны местного католического духовенства, считавшего, что папа Евгений IV на Флорентийском соборе сделал слишком большие уступки православным. После приезда в Москву Исидор был заточён в Чудовом монастыре. Бежав оттуда, он вновь оказался в Великом княжестве Литовском, побывал в Новогрудке и других местах, однако его проповедь унии не имела успеха, и Исидор удалился в Италию. В 1448 г. Собором епископов Северо-Восточной Руси, осудивших Греческую церковь за заключение Флорентийской унии, в митрополита Киевского был возведён Рязанский епископ Иона (ум. в 1461 г.). В 1451 г. Иона был признан польским королём Казимиром Ягеллончиком (1440–1492 гг.), который являлся также великим князем литовским. Специальной грамотой он разрешил Ионе управлять православными епархиями в западнорусских землях. В продолжение последующих восьми лет Иона был единым митрополитом и для Московской, и для Литовской Руси.

 



 
PR-CY.ru