БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 63

После окончания Великой Отечественной войны в белорусских церковных хорах пели, в основном, женщины пожилого возраста. Только в крупных городах в состав церковного хора входило до 20 человек, т.к. уполномоченные по делам религии не разрешали набирать в хоры больше пяти человек в партию. Во второй половине ХХ в. большой вклад в развитие православного церковно-певческого искусства внесли: регенты – Григорий Григорьевич Грудовик и Николай Владимирович Бутомо (1905–1986 гг.), преподаватели Жировицкой духовной семинарии – Ф.С. Савинич, А.М. Волынчик (1896–1985 гг.), Д. Пигулевский, дьякон Пётр Лешкевич, Ракитский и др., выдающиеся певцы – В. Некрасов (тенор), С. Казаков (бас), А. Ракитская (сопрано), И. Серпокрылов (баритон). В годы советской власти, несмотря на идеологическое давление и запрет на сочинение и распространение религиозной музыки, белорусские композиторы Михаил Васильевич Анцев, Н.Я. Ровенский (1886–1953 гг.), Алексей Евлампиевич Туренков (1886–1958 гг.), Н.В. Бутомо, А.М. Волынчик, протодьякон Пётр Степанович Лешкевич, В.В. Скоробогатов, М.Ф. Маттисон, священник Пётр Гудкевич, Галковский, Ракитский, Н. Миколаевич, Соломка (имя исследователям неизвестно) сочиняли церковную музыку. Их произведения ориентированы на гармонический хоровой стиль XIX в., использование правил классической гармонии. Белорусское церковно-певческое искусство продолжало развиваться и в эмиграции: в Бельгии трудились Н.Я. Ровенский и К. Кислый, в США – церковный композитор и музыковед Николай Николаевич Куликович-Щеглов (1897–1969 гг.). Были изданы сборники белорусских богослужебных песнопений и религиозных песен (Кливленд, 1957–1963 гг.; Лондон, 1979; 1989; 1991 гг.). С 1990 гг. начинается интенсивное развитие православной певческой культуры, связанное с образованием Белорусского экзархата РПЦ. Открылись духовные училища, которые готовят певчих, псаломщиков и регентов. Созданы хоры в православных храмах Минска, Витебска, Бреста, Гомеля, Слуцка, Барановичей, Орши, Гродно, Пинска. Особенностью современного периода стал интерес регентов и певчих к уставным песнопениям, знаменным распеву и нотации. В 1989 г. к празднику 1000-летия Крещения Руси в Белоруссии была выпущена грампластинка (альбом) с записью песнопений белорусских церковных композиторов в исполнении архиерейского хора минского Свято-Духова кафедрального собора под управление Ракитского. В 1995 г. в Беларуси появился первый сборник православных песнопений «Нова радасць. Хрэстаматыя па духоўнай харавой музыцы», изданный А.В. Пекутько и Е.Н. Реутович. В 1998 г. в Польше выпущен сборник белорусских колядок в обработке польского композитора Р. Твардовского. В издательстве Белорусского экзархата вышел «Учебник церковного пения» В.А. Вахромеева в двух томах (2000 г.), где представлены гласовый материал и неизменяемые песнопения в современной нотации. С 1989 г. ежегодно проходит Минский международный фестиваль православных песнопений. Традиции национальной православной композиторской школы продолжают развивать современные композиторы; среди них наиболее известен священник А. Бондаренко (род. в 1955 г.), клирик Борисоглебской (Коложской) церкви в Гродно, композитор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, творчество которого получило широкое признание на родине и за её пределами.



 
PR-CY.ru