АТЕИЗМ - Страница 17

 

В философии постмодернизма – способ (стиль) мышления, фундированный идеей «смерти субъекта» и принципиальным отказом от возможности внетекстового источника смысла, – как в плане «трансцедентального означаемого» (Жак Деррида, 1930–2004 гг.), так и в плане «трансцендентного субъекта» (В. Лейч). Такая парадигма философствования постулирует практическую «невозможность существования Бога для субъекта речи» (Юлия Кристева, род. в 1941 г.), – по формулировке Д. Зеппе (1882–1966 гг.), даже «теологи, живущие после «смерти Бога», должны мыслить только атеистически». Атеизм в данной его интерпретации фундирован в работах Ж. Батая, М. Фуки и др. Семантическая фигура Бога стоит в постмодернизме в одном ряду с фигурами Автора (психоаналитически понятого Отца) и (в целом) субъекта (познания, действия, власти), сопрягаясь с феноменом центра (структуры, власти и т.п.) и выступая символом традиционной рациональности, метафизики и онтологии. В этом отношении атеизм фактически выступает в постмодернизме необходимым аспектом фундаментальной для него номадологической парадигмы децентрации (текста, опыта, структуры), постулируя новое понимание бытия как флуктуационного (шумового) процесса самоорганизации, осуществляющегося вне однозначных механизмов линейного детерминизма, предполагающих процедуры внешнего причинения. Понятие «мир без Бога» стоит в одном ряду с такими базисными аксиомами постмодернизма, как «Текст без Автора», «язык без субъекта», «голос без говорящего», выражая наряду с ними идею нелинейности. Подобным образом понятый атеизм позволяет постмодернизму конституировать внутри своего концептуального поля нетрадиционно артикулированную семантическую фигуру Бога (Бог как «предельный цикл Хроноса» у Делеза, например, – вне обязательной для теизма личностной его артикуляции). Фактически постмодернизм задает не только новую семантику, но и нетрадиционную аксиологическую (ценностную) окраску классическому понятию атеизма: по формулировке С. Вейля (1909–1943 гг.), «одна из драгоценных радостей земной любви – радость служить любимому существу так, чтобы оно не знало об этом. В любви к Богу это возможно лишь через атеизм».

 



 
PR-CY.ru