АТЕИЗМ - Страница 14

 

Третий крупнейший представитель атеизма, Ф. Ницше, выходец из рода священников, в течение всей жизни вел тяжбу с Богом, завершившуюся тяжелым душевным заболеванием. О важности и нерешенности для него вопроса о Боге говорит тот факт, что написанные в состоянии болезни тексты он подписывает именами «Дионис» или «Распятый». Ницше – создатель новой разновидности атеизма – мистического. Если Л. Фейербах пытался обосновать свой атеизм с позиции «человека», К. Маркс – «общества», то для Ф. Ницше основной темой становится «культура». Под ней он понимает целостное историческое образование, тип жизни, в основании которого лежит миф как «высшая ценность». Культура как система ценностей, согласно Ницше, рождается из мифа, живет верой в миф и умирает со смертью мифа. Уже в ранней работе «Происхождение трагедии из духа музыки», пытаясь найти ключ к пониманию античной культуры, он обращается к анализу греческой религии и мифологии и выделяет два определяющих начала – аполлоновское (красоты, соразмерности, разума) и дионисийское (экстатичности, хаоса, воли к жизни), соответствующие греческим богам – Аполлону и Дионису. В концепции «нигилизма», разрабатываемой в поздних сочинениях, речь идет о кризисе европейской культуры, истоки которой Ницше непосредственно связывает с христианством и с христианскими представлениями о Боге. В сочинении «Веселая наука», констатируя факт оскудения веры в Европе XIX в., он пишет: «Величайшее из новых событий – что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия». Высказывание «Бог умер» известно со времен Ф. Гельдерлина (1770–1843 гг.) и Г.В.Ф. Гегеля. В «Лекциях по философии религии» Гегель говорил: «Бог умер, Бог мертв – это самая страшная мысль… с этим связана высшая боль, чувство совершеннейшей безнадежности, утрата всего высшего». Но затем у него сказано: «После воскресения следует прославление Христа и торжество вознесения одесную Бога (Отца)…». У Ницше формула «Бог умер» используется в совершенно противоположном смысле. Ф. Ницше, так же как и Л. Фейербах, отрицает Бога в Себе, для него Бог существует только в вере. Крушение веры в Бога, в «высшую ценность» означает, по Ницше, наступление эпохи нигилизма, когда вслед за разрушающейся основой «мир кажется обесцененным» («Воля к власти») и наступает период декаданса и разрушения культуры. Ф. Ницше справедливо связывает нигилизм с атеизмом, с утратой веры в Бога и полагает, что Бог создается людьми. Только этими соображениями можно объяснить его слова «Бог умер» и его веру в преодоление эпохи нигилизма путем «переоценки ценностей», создания нового мифа как основы новой эпохи. Таким мифом становится учение о «сверхчеловеке», и этим «сверхчеловеком», считает Ницше, нужно заполнить образовавшуюся со «смертью Бога» пустоту бытия. Этот сверхчеловек, носитель смысла и ценностей, полагает он, наделяет бытие смыслом. «Сверхчеловек», а не Бог – творец бытия. Отношение Ф. Ницше к христианству – крайне отрицательное, к Христу – двойственное, образ Христа его одновременно притягивает и отталкивает. Критика им христианства строится на произвольных допущениях: он объясняет христианство из иудаизма, дополненного античной философией (моралью Сократа) и учением апостола Павла о церкви, а по существу не видит никаких различий между христианством и иудаизмом. Ницше противопоставляет христианство Христу и считает, что именно христианство Его исказило, навязало учение, которого у Самого Христа не было. Столь же произвольно его восприятие Самого Христа: в Нем Ницше видит не Бога, а заслуживающий внимания «психологический тип». Понимание христианства у Ницше – одно из слабых мест его философии.

 



 
PR-CY.ru