АТЕИЗМ


АТЕИЗМ (безбожность, нечестивость, отрицание богов, лишение Божества) – отрицание Бога-творца, признание самостоятельности естественного мира (природы) и естественного (человеческого) происхождения религии. Это – воззрение, согласно которому естественный мир единственен и самодостаточен, религия же является творением самого человека. С этим связано отрицание сверхъестественного бытия (богов или Бога). Так как с понятием Бога имеет дело и религия, и философия, то термин «атеизм» применяется и в той, и в другой. Однако разграничение области религии и философии – дело очень трудное, очень затруднительно и перечисление видов атеизма. С христианско-богословской точки зрения – это неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования, а также связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира (стихий, природы, человека) и присвоение им божественных свойств; отрицание Божественного Промысла и вечной жизни в Царстве Божьем. Атеизм – закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, индивидуально-психологическими и культурными потребностями. Это – одна из наиболее последовательных в критике религиозных представлений форм свободомыслия в отношении религии. При этом необходимо различать понятия «атеизм» и «свободомыслие», несмотря на их сходство, а понятие «свободомыслие» надо отличать от понятия «свобода совести» (см. Свободомыслие в отношении религии). Атеистические тенденции могут содержаться в таких формах свободомыслия, как религиозный скептицизм (сомнение в истинности религии или отдельных ее положений), религиозный индифферентизм (безразличие к религиозной проблематике, религиозным идеям, обрядам и институтам), деизм (религиозное учение, в котором Бог-творец выступает как наивысшее личное, трансцендентное бытие), пантеизм (религиозно-философская концепция, отрицающая какую-либо строгую границу между Богом (богами) и миром), секулярный (обмирщенный) гуманизм, религиозный нигилизм (отрицание общепринятых религиозных ценностей, норм, идеалов, стратегий поведения или культуры в целом, понимаемых как чужеродные, изжившие себя формы), вольнодумство (внеконфессиональная интерпретация символа веры), антиклерикализм (социально ориентированная позиция неприятия института церкви). В процессе эволюции личности или духовной культуры общества атеистические тенденции могут сочетаться или переходить друг в друга (например, скептицизм или деизм – в атеизм). Противопоставление атеизма теизму имеет смысл только в том случае, если под теизмом понимается вера в Бога, а не разновидность религиозно-философского направления. В конкретных формах атеизм может конституироваться в оппозиции не столько теизму как таковому, сколько конкретному вероучению (определенной конфессии). По форме своего проявления атеизм жанрово варьируется в предельно широком диапазоне: от когнитивных (познавательных) моделей (когнитивизм – совокупность разнородных концепций, объединенных не всегда явно выраженным убеждением, что все психические явления суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации), исключающих Бога в качестве объяснительного принципа из мира (материализм в последовательно монистических своих версиях) до смысложизненной позиции богоборчества (романтизм).

 



 
PR-CY.ru