АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 10

В католической богословской традиции доминирует дихотомическое объяснение «состава» человека, которое восходит к Фоме Аквинскому и официально церковью не пересматривалось. Человек есть существо одновременно телесное и духовное – эта реальность символически передана в Быт. 2:7. Человек весь угоден Богу. Душа, по Фоме Аквинскому, есть «начало жизни в живых существах вокруг нас». Согласно доктрине гилеморфизма, принимаемой католичеством, душа является формой тела, иными словами, душа делает тело человеческим, а это, в свою очередь, означает, что тело и душа вместе – одна субстанция. Тело без души, собственно, не тело. Хотя человеческая душа продолжает жить после смерти, после обособления от тела уже нельзя говорить о человеческой личности. Тело (плоть). Тело человека участвует в достоинстве «образа Божия»: потому-то оно и есть человеческое тело, что одушевлено духовной душой (ср.: 1 Кор. 15:44–45), и человеческая личность в целом предназначена стать в Теле Христовом храмом Святого Духа (1 Кор. 6:19–20). Единый телом и душой, человек по телесному состоянию вбирает в себя элементы мира материального, и таким образом через него они достигают своей наивысшей степени. Следовательно, человек не должен презирать своё тело, но, наоборот, обязан ценить и чтить его, как сотворённое Богом и предназначенное воскреснуть в последний день. Душа. Для истории западной теологии характерно разномыслие о природе души. Некоторые неоплатоники эпохи Ренессанса (например, Пьетро Помпонацци) считали, что люди имеют общую рациональную душу и только она бессмертна. Этот взгляд был осуждён пятым Латеранским собором (1512–1517 гг.). О возникновении души также существовало несколько предположений: 1) идея о превечной душе ведёт своё происхождение от Оригена, который считал, что душа существует у Бога до её воплощения в рождающегося человека. 2) Эманационная теория зародилась в гностицизме и дуалистических системах персидского происхождения и продолжает жить в пантеизме. Суть её в том, что сам человек, и особенно его душа, или «интеллект», является «продолжением» или «проявлением» постоянного Божественного присутствия. Этот взгляд был осуждён первым Ватиканским собором. 3) Генерационизм, или представление о том, что духовная сущность родителей даёт жизнь душе ребёнка, первым в латинской теологии изложил Тертуллиан; этот взгляд был отвергнут несколькими папскими документами, в том числе «Humani generis» Пия XII. Папа Иннокентий XI в 1679 г. осудил утверждение, что душа появляется в момент рождения, позволяющее оправдывать аборт. Грехопадение и его последствия. Католическая концепция грехопадения человека постоянно подвергалась критическому переосмыслению. Сторонники александрийского богословия (Ориген и его школа) библейский рассказ о грехопадении считали относящимся к предсуществованию (доземному бытию) человечества. В Средневековье же доминировало буквальное понимание библейской истории грехопадения. Со времён Тертуллиана обсуждался вопрос о механизме наследования первородного греха: сам он полагал, что грех переходит от родителей к детям вместе с поражённой тонкоматериальной душой, которая наследуется от предшествующих поколений (так называемая теория «традуцианизма»). Сторонники нематериальности души оказывались перед трудным выбором – признать, что Бог творит отягощённую грехом душу, или согласиться с Тертуллиановой школой, что душа наследуется от родителей. Вопрос удовлетворительно никогда не был решён, хотя Тридентский собор принял в качестве нормативного последнюю точку зрения.

 



 
PR-CY.ru