АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. – «человек» и «учение») – раздел богословия, посвящённый раскрытию учения церкви о человеке.

Православная антропология. Человек и его отношение к Богу и миру. Отправной точкой и основой христианского учения о человеке является утверждение Божественного Откровения о том, что человек несамобытен, необъясним из самого себя – он сотворён Богом (Быт. 2:7). В отличие от всех иных творений созданию человека предшествует особый Божественный cовет Пресвятой Троицы, о чём свидетельствует множественное число глагола «сотворим» (Быт. 1:26), библейское повествование о нём подчёркивает исключительность отношения Бога к человеку. Святые отцы обращают внимание на то, что сотворение человека последним в ряду прочих созданий являет его царственное достоинство и предназначение. Мир, пишет Максим Исповедник, состоящий из видимых и невидимых существ, подобен человеку, а человек, состоящий из души и тела, именуется миром. Человек есть микрокосм, украшение мира, средоточие вселенной, в нём приведены в единство невидимое и видимая природа. Образ Божий в человеке. Подлинное достоинство и величие человека заключаются не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает – в сотворённости «по образу» Божию, в его способности обожения, уподобления Творцу. Человек, созданный по образу Божию, представляет собой живую антиномию: он тварен, но вместе с тем призван, как дерзновенно выражается Григорий Палама, стать «нетварным по благодати», поскольку ему дано «повеление быть богом». Сообразность человека Богу подразумевает и то, что ему в определённой мере не чужды Божественные свойства. Так, ему как существу личному присуща свобода от мира, от всякой природной данности. Человек не исчерпывается никаким «что», не ограничивается никаким определением. Сущность человека непознаваема, ибо человек, как образ Божий, отражая полноту своего Первообраза, должен также обладать и Его непознаваемостью. Трансцендентность образа Божия в человеке по отношению к природе подразумевает, что образ Божий не может являться «частью» природы или «элементом» природного состава. Выделение отдельных элементов человеческой природы или аспектов человеческого существования как наиболее соответствующих образу, будь то ум, дух, свобода, бессмертие, царственное достоинство, способность самоопределения, творческие возможности, условно. Все эти составляющие, как свидетельствуют святые отцы, отражают образ Божий в человеке, но при этом его не исчерпывают. Образ Божий понимается святыми отцами, скорее, как обоженное состояние человека, а также как то, что человек освобождён от необходимости и не подчинён владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению. Динамический характер образа Божия в человеке. Будучи создан в процессе изначального метафизического изменения, человек необходимо изменчив, находится в постоянном становлении. Изменчивость человеческой природы подразумевает и возможность добру смениться злом. Природа же Божественная вечно, неизменно и самотождественно блага. Человек может пребыть в благе, лишь стремясь к своему Творцу, к истинному Благу. Бесконечность Божественного Блага задаёт человеку бесконечную и абсолютную задачу. В этой бесконечности пути и в неизменности устремления к Богу отражаются и реализуются Божественные качества, данные в образе Божьем.

 



 
PR-CY.ru