АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 8

Католическая антропология. По мнению авторитетных богословов Римско-католической церкви, Карла Ранера, Р.П. Макбрайена и др., антропология в католичестве разработана плохо: она является отраслью учения о благодати, где человек выступает, скорее, как объект спасения, чем субъект теологического иcследования. Отчасти поэтому, отчасти из-за переменчивости парадигм католического богословия в целом богословская антропология была подвержена влиянию популярных философских концепций и менялась по мере того, как новые философские взгляды сменяли предшествующие. Второй Ватиканский собор 1962–1965 гг. не представил цельной концепции антропологии; подписанный в 1992 г. папой Римским Иоанном Павлом II «Катехизис Католической Церкви» считается нормой католической церкви, которая стремится отмежеваться от широкого спектра психологических, эволюционистских, феминистских и других концепций как частных католических богословов, так и многочисленных теологически ориентированных групп и вернуться к богословской традиции томизма и святоотеческого наследия. Источниками католического учения о человеке являются Ветхий и Новый Заветы, а также Деяния пятого Вселенского собора 553 г., Собора в Браге 561 г., «Исповедание веры» 1208 г. папы Иннокентия III, Деяния четвёртого Латеранского собора 1215 г., Вьеннского собора 1311–1312 гг., Флорентийского собора 1442 г., пятого Латеранского собора 1512–1517 гг.; «Sillabus errorum» (1864 г.) первого Ватиканского собора; энциклика папы Пия XII «Humani generis»; «Пастырская конституция О Церкви в современном мире (Gaudium et spes» второго Ватиканского собора; энциклика папы Иоанна Павла II «Redemptor hominis» 1979 г. Католическое учение о человеке сводится к утверждению того, что человек – это разумная, неограниченная, неизмеримая и непостижимая тайна: человек – соратник Божий, приближен к Богу более всей твари, представляет собой тайну, которую науки не способны постичь и выразить научным языком. Только богословие может адекватно судить о тайне человека. Поскольку человек, в конечном счёте, абсолютно зависим от Бога – его Источника и Творца, он безусловно тварь. Человек обладает душой, с помощью которой он постигает свою тварность; с помощью души он познаёт вещи и лица, его окружающие; опыт неопределённости, трансцендентного, смерти, абсолютного добра, любви, радости не вмещается в рациональные способности человека. Человек и его отношение к Богу и миру. Библейские основания католической антропологии практически такие же, как и православной антропологии. Однако богословское видение человека в католичестве основывается преимущественно не на каппадокийцах (см. Каппадокийская школа), как это имеет место в православии, а на теологии Иринея Лионского, у которого Иисус Христос является архетипом богоподобия человека. Таким образом, католическая антропология вырастает из христологии. Бог создал человечество, чтобы оно стало Его образом и подобием (ср.: Быт. 1:26). В откровении тайны Отца и Его Любви Христос полностью открывает человека ему самому, показывая ему его наивысшее призвание. Во Христе, «образе Бога невидимого» (Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4), человек сотворён «по образу и подобию» Создателя. После грехопадения образ Божий в человеке был искажён, но с вочеловечением Христа, Искупителя и Спасителя, он восстановлен в своей изначальной красоте и облагорожен благодатью Божьей. Человек занимает уникальное место в сотворённом мире: в своей собственной природе он соединяет духовный и материальный мир.

 



 
PR-CY.ru