АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 2

Образ Божий исполняется в человеке в непрестанном восхождении к Первообразу, в обожении, на пути соединения с Богом, пути, на котором человек превосходит свою природную обусловленность, являя трансцендентность заложенного в нём образа Божия по отношению к своей собственной природе. Образ Логоса, образ Христа. Человек словесен, «логосен» – в этом открывается его особое достоинство в ряду прочих творений и печать сообразности Творцу. Мир сотворён Божественным Словом, Которое есть начало и конец мира, его зиждущая и хранительная сила. В человеке, как образе Логоса, с одной стороны, и микрокосме – с другой, таинственно сосредоточены все Божественные логосы, открывающиеся в творении. В нём заключены смыслы мира, но не в силу связи с миром, а потому что он, как сотворённый по образу Логоса, укоренён в самом источном Смысле – Слове Божьем, Которым сотворён и стоит мир. В человеке решаются судьбы мира, исполняется воля Божья о нём, открывается цель творения, поскольку он, будучи призван к обожению, должен совершить соединение с Богом всей твари. Человек есть откровение Божие по преимуществу, есть тварное подобие Логоса. В известной мере Слово воплощается всегда и во всём. Максим Исповедник полагает, что Воплощение Слова – важнейшая цель творения. Своим Воплощением Христос «показал нам, чего ради мы были сотворены и благоволение о нас Бога прежде всех век». Во Христе исполняется превечный Совет о судьбах мира и человека, поскольку во Христе явлена истина о мире и человеке. Таким образом, тема образа Божия в человеке святоотеческим богословием рассматривается между двумя полюсами, задающими метафизическую и динамическую напряжённость призванию и существованию человека: образом Логоса-Творца, смысловой основы мира, и образом Христа как предельной и наивысшей цели существования мира и человека. Человек-личность. Догмат церкви о сотворении человека по образу Божию являет подлинную глубину и значение человеческого существования, в то же время раскрывая его как бытие личное. Античная философия не знала понятия личности. Так, в философии Платона всё конкретное и индивидуальное либо связывается с множественным, либо подчинено общему – абстрактной, безличной идее. Источником множественности является материя, мир чувственный, текучий и недостоверный. Поэтому человек, понимаемый как психосоматическое единство, вообще не может быть целью философских исканий, поскольку он есть душа, отягощённая телом-гробницей («Тело, или плоть, подобно могильной плите, скрывающей погребённую под ней в этой жизни душу»), призванная к развоплощению. Аристотель, ставя в своей философской системе акцент на конкретном и индивидуальном, также не уделяет внимания рассмотрению онтологических основ целостного человеческого бытия, поскольку в рамках его философских предпосылок смерть, разделяющая тело и душу, завершает существование человеческой индивидуальности. В системе неоплатонической мысли утверждается, что в основе всего лежит сверхсущее Единое. Всё же, что существует, обладает бытием через приобщение к Единому. Система, в которой Абсолютом является безличное Единое, в которой множественность есть ниспадение от единства (а значит, и от бытия, истины, блага), не была благоприятна к развитию концепции личности.

 



 
PR-CY.ru