АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 11

С XVII в. обсуждался вопрос о «полигемии» – доадамовом поколении людей («доадамитов»). В 1950 г. папа Пий XII в «Humani generis» осудил эти спекуляции как еретические. В поисках более современного объяснения образовались три направления. 1) Историко-критический метод, применяемый к анализу библейского текста, утверждает, что исторически сложившееся богословское толкование греха имеет мало общего с критически понимаемым Священным Писанием (к этой школе принадлежат A.М. Дюбарль, Х. Хаг, К. Кондон и др.). 2) Патрологические исследования, проведённые, в частности, А. Ронделем, убедили его сторонников в том, что теология Августина Блаженного, автора концепции, положенной в основу «тридентийской нормы», не что иное, как дань воззрениям своего времени. Это, в свою очередь, позволяет подвергать ревизии учение, следующее «тридентийской норме». 3) Переосмысление грехопадения в духе протестантского богословия XIX в., с тем чтобы сделать его приемлемым для мышления XX–XXI вв. (к теологам этого направления принадлежат У. Гамильтон, Дж. Л. Коннор, Г. Вандервельде, Б. Макдермотт, К. Дюкок, Р. Хайт и многие др.). По мнению исследователей, в качестве примера такого переосмысления может послужить концепция П. Шоненберга, утверждающего, что грехопадение следует понимать в контексте греха, в котором мир лежит. Всякий родившийся оказывается поневоле вовлечённым в сумму греховных обстоятельств, превозмогающих его. Богословы консервативного толка доказывают, что теория эволюции удовлетворительно не решила вопрос о способности человека к свободному моральному выбору, отсутствующей у высших животных. На начальной стадии развития человека начинается злоупотребление богоданной способностью выбирать нравственно правильные или неправильные поступки. Этот поворот в библейском повествовании изображён аллегорическим и антропоморфным языком. В нормативном католичестве посттридентского периода было принято буквальное толкование Быт. 2:17; 3:1, грехом Адама и Евы считались в соответствии с Рим. 5:19 «непослушание» и, согласно Тов. 4:13, «гордость». В современной теологической норме Римско-католической церкви вместо «генетической» трактовки первородного греха предлагается его «историческая» интерпретация. Само возникновение первородного греха объявлено областью Откровения, т.е. не подлежащей рациональному исследованию. Это – область отношений человека и Бога. Пересмотрен и характер первородного греха: это отвержение Бога и противление Ему. «Вне того знания, которое Откровение даёт нам о Боге, нельзя ясно узнать грех, и тогда появляется склонность объяснить его исключительно как дефект развития, как психологическую слабость, ошибку, неизбежное следствие несовершенного общественного порядка и т.п.». Брак и пол. Теологический подход католической церкви к браку и полу мало отличается от православного. Продолжая традиционную линию вопреки сильному нажиму либеральных богословов, католики отвергают прелюбодеяние, развод, полигамию, свободный союз, брак у представителей сексуальных меньшинств, которые квалифицируются как серьёзные проступки против достоинства брака. Брак существует для деторождения. Регулирование рождаемости, «достойное и упорядоченное деторождение», признаётся одним из аспектов ответственного отцовства и материнства. Однако при этом не оправдывается использование нравственно неприемлемых методов.

 



 
PR-CY.ru