АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 7

Вместо того чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру; вместо того чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился бездушной материи, найдя в итоге смерть. Согласно Библии, после падения первых людей Бог одел их «в одежды кожаные» (Быт. 3:21). Под «кожаными ризами» святые отцы понимают смертность, которую после падения воспринял человек как свою «вторую природу». Мефодий Олимпийский говорит: «Бог сделал кожаные одежды для этой цели, как бы одевая человека в смертность». «Бог не сотворил смерти», – свидетельствует Книга премудрости Соломона (1:12). В понимании Феофила Антиохийского Адам не был ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным. Позволяя существовать смерти, Бог обращает её против тления, приводящего к смерти, и устанавливает предел как для тления, так и для греха. Григорий Богослов говорит, что Бог попускает существовать смерти, «чтобы зло не стало бессмертным». Брак и пол. По мнению Августина Блаженного, брак существовал уже в раю, а следовательно, предуказанное в Быт. 1:28 размножение должно было осуществляться «через соединение полов». Знание о заповеданном чудесном «размножении» недоступно человеку, повреждённому грехом: зная только это греховное состояние, он не может представить себе иного. Григорий Нисский, которому следует Максим Исповедник, говорит, что Бог создал пол в предвидении возможности греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Труд и творчество. Человек изначально был призван к труду, к творчеству, ему предстояло принять ответственное участие в грандиозном Божественном замысле, который предназначался человеку для творческого осуществления в раю, как об этом пишет Максим Исповедник. По Григорию Нисскому, одним из проявлений сообразности человека своему Творцу являются его способности творить, созидать, познавать. По мнению Григория Нисского, творчество – величайший дар Бога человеку. О назначении и высоком достоинстве человека, о величии данного ему Богом дара творчества учил и Немесий Эмесский. После грехопадения человек из художника в раю Божьем (Быт. 2:15) становится земледельцем – духовное творчество сменяется тяжёлым повседневным трудом. Поскольку труд есть основа человеческого существования, то именно на него, в первую очередь, падают последствия греха: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Восстановление человека. В результате грехопадения человек не сумел достичь единения с Богом и обожения тварного мира. Чтобы после грехопадения человек мог становиться богом, как часто повторяют святые отцы, Богу надлежало стать человеком. То, что человек должен был достигнуть, восходя к Богу, то осуществляет Бог, снисходя к человеку. Основанием учения церкви о человеке является вера в то, что истинное человечество было восстановлено и явлено во Христе. Христос восстанавливает человечество и тем самым являет правду о нём. По выражению Иринея Лионского, Христос возглавил Собой человечество. Он стал Главою, Началом, Ипостасью обновлённой человеческой природы, которая есть Его Тело. Церковь – то единство «нового человека», которого люди достигают, «облекаясь во Христа», становясь через крещение членами Его Тела. Как Глава Своего Тела, Христос становится Ипостасью церковного тела, собранного «от конец земли». Этот «единый человек» во Христе, единый по своей обновлённой природе, существует во многих личностях, по образу бытия Пресвятой Троицы.

 



 
PR-CY.ru