АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 6

По Василию Великому, душа представляет собой чудно привязанную Божественным художником к телу силу, которая, распространяясь в нём, весь его состав приводит в полное согласие и единство, а также сообщает ему свою жизнь. Иоанн Дамаскин, подводя итог многовековому развитию святоотеческого учения о душе, даёт следующее определение души: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая для телесных глаз, бессмертная, одарённая и разумом и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабжённым органами телом и доставляющая этому жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с нею самой, но – чистейшую часть её, ибо как глаз в теле, так ум в душе; независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая [...] получившая всё это естественно от благодати Сотворившего её, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была таковою по природе». Предназначение человека. Человек был создан причастным всякому благу, способным, по Иоанну Дамаскину, обоживаться, приобщаться к Богу. По Максиму Исповеднику, человек был призван Творцом к особой миссии. Адам должен был превзойти тварные разделения и соединить в себе всю совокупность тварного космоса. Первый человек имел реальные возможности для выполнения этой задачи. Не увлекаемый бременем плотской жизни, он имел все силы для жизни духа. Ум его без труда созерцал сущность вещей и достигал духовного ведения. В него вложена была любовь к Богу, естественное влечение к Нему. Для укрепления воли человека и для его нравственного развития Бог дал ему заповедь о невкушении плодов от древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Выполнение этой заповеди должно было утвердить человека в сознательном повиновении воле Божьей, без чего невозможно было его дальнейшее совершенствование. Грехопадение и его последствия. Сутью прародительского греха является нарушение заповеди Божьей, а тем самым и нарушение всего богоустановленного строя сотворённого мира, включая человеческое естество. Грех проник в человеческую природу под влиянием змея-искусителя, который прельстил Еву к преступлению заповеди (Быт. 3:1–6). Однако внутренняя и главная причина происхождения греха заключалась в самих прародителях, в греховном самоопределении их свободной воли, отвратившейся от Бога, – Источника человеческого существования. Антоний Великий говорит, что зло приросло к человеческому естеству, как ржавчина – к меди и грязь – к телу. Люди сделались «по природе чадами гнева» Божия (Еф. 2:3). В таком падшем состоянии человека дьявол получил силу и власть над ним. Через страсти он сделал человека своим рабом. В самоопределении свободной воли, разобщившей человека с Богом, был нарушен Божественный порядок, человек отказался исполнить заповедь в духе сыновней любви, отказался жить только Богом и устремляться только к единению с Ним. Воля человеческая избрала путь противоположный; отделившись от Бога, человек подчинился власти дьявола. В искажённой грехом человеческой природе, как говорит Григорий Нисский, ум, вместо того чтобы отражать Бога, как перевёрнутое зеркало принимает в себя образ бесформенной материи, и страсти разрушают первозданное иерархическое строение человеческого существа.

 



 
PR-CY.ru