АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 5

Апостол Павел, следуя библейской традиции, не рассматривает плоть как нечто дурное по существу. Плоть была сотворена Богом, воспринята Сыном Божьим, она должна быть преображена Духом Божьим. Святые отцы и учители церкви утверждали, что человек и есть потому собственно человек, что состоит не только из души, но и из тела, в его телесной природе нет ничего дурного или греховного. Ириней Лионский писал: «Душа и дух могут быть частью человека, но никак не человеком... Ибо ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека, ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека». Святые отцы обращают внимание на значение тела в жизни человека, на его премудрое устройство, отличающее человека от всех иных существ. Согласно Иустину, тело так служит душе, как жилище – жильцу. По Иринею Лионскому, оно не только есть жилище души, но в отношении к душе оно то же, что светильник в отношении к огню, или орудие в отношении к художнику. Григорий Нисский говорит о функциональном соответствии тела и духовных свойств человека. Весь человек в полноте его состава получил благословение Божье, поэтому в его телесной природе нет ничего дурного или греховного. Иоанн Златоуст в своих «Беседах о статуях» замечает: «Многие из еретиков говорят даже, что тело и не сотворено Богом. Оно-де не стоит того, чтобы сотворил его Бог, говорят они, указав на нечистоту, пот, слёзы, труды, изнурения и все прочие несовершенства тела. Но... не говори мне об этом падшем, уничиженном, осуждённом человеке. Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдём в рай и посмотрим на человека первозданного». Душа. Человеческое тело и тела животных Бог производит из земных стихий (Быт. 1:21; 24). При создании же человеческой души Бог ничего не заимствует от земли. Характер повествования книги Бытия указывает на то, что душа человеческая как по своему происхождению, так и по своей природе представляет собой высшее начало и потому отличное от тела, равно как и от всего вещественного и стихийного. О высоком достоинстве человеческой души говорит Спаситель в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16:26). В библейском контексте душа, как правило, обозначает всего человека, – поскольку он оживлён духом жизни, – а не является «частью», образующей в соединении с телом человеческое существо. Душа «не обитает в теле», а выражается телом, которое, в свою очередь, как и плоть, обозначает всего человека. «Жизнь» и «душа» часто оказываются в Священном Писании равнозначными (Пс. 73:19; Исх. 21:23). Святоотеческая мысль делает акцент на том, что человек – это единство души и тела. Интерпретируя библейские повествования о душе и духовном начале в человеке, святые отцы подчёркивают инаковость души по отношению к телу, её особый духовный характер. Ириней Лионский утверждает, что душа есть жизненное начало в человеке. Афанасий Александрийский говорит о душе как о начале, владычествующем над телом и потому от него отличном.

 



 
PR-CY.ru