АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 4

В процессе становления тринитарного богословия бытие Бога было святыми отцами-каппадокийцами отождествлено с личностью, понятие лица было закреплено категорией онтологической. Исходным в описании святыми отцами догмата Пресвятой Троицы является не природа, а Три Божественных Лица. Основа единства в Пресвятой Троице не «единая сущность», но личность, а именно – личность Отца, являющаяся источником единой сущности, началом личностей Сына и Духа Святого. Пресвятая Троица едина, ибо единствен Отец. Различение между личностями и природой воспроизводит в человечестве строй Божественной жизни, выраженный Троичным догматом. Человеческая личность, созданная по образу Божественной личности, не часть существа человеческого, подобно тому как Лица Пресвятой Троицы не части Существа Божественного. Первый человек, содержавший в себе всю совокупность человеческой природы, был также единственной личностью. Божественный образ, свойственный личности Адама, относился ко всему человечеству, ко «всечеловеку». Поэтому в роде Адама умножение личностей, каждой из которых присущ образ Божий, не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям. «Состав» человека. В наследии святых отцов и учителей церкви присутствуют два взаимодополняющих взгляда на человеческую природу: как состоящую из трёх элементов («частей») – духа (ума), души и тела (трихотомия) и как состоящую из души и тела (дихотомия, дихотомизм). Противоречия между этими взглядами нет, т.к. дух (или в иной терминологии – ум) рассматривается сторонниками дихотомизма как высшая часть души. Впрочем, само это деление является результатом научно-богословской классификации позднейшего времени. Архимандрит Киприан (Керн) писал: «В древнехристианской литературе не было такого схематического деления, т.е. в христианской мысли древности не было двух друг другу противоположных школ или одно другое исключающих течений. Спора дихо- и трихотомистов история патристической литературы не знает. Если же одни писатели предпочитали говорить о двухчастности человека, то это не мешало им допускать в других случаях и трихотомию». Тело (плоть). В Священном Писании плоть представляется составной частью существа человека. Плоть может также обозначать человека и всё живое в творении (Быт. 6:17; Пс. 135:25; Сир. 40:8) или человечество (Ис. 40:5 сл.; Пс. 64:3; Иоиль. 2:28 = Деян. 2:17; Мк. 13:20; Ин. 17:2). Выражение «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23) показывает сознание глубокой общности (Быт. 29:14; 37:27; Рим. 9:3), супруги становятся «единой плотью» (Быт. 2:24 = Мф. 19:5; 1 Кор. 6:16; Еф. 5:31). То же выражение может означать саму личность, её «я» (Еккл. 4:5; 5:5; 2 Кор. 7:5). Когда говорится о плоти, имеется в виду также бренность твари (Ис. 40:6 слл.). Если в тексте Ветхого Завета не проводится различия между словами «тело» и «плоть» (в еврейском языке это одно и то же), то в греческом тексте Нового Завета это уже разные понятия. Апостол Павел проводит различие между телом и плотью. Тленность человека, его греховную жизнь апостол Павел приписывает не телу, а плоти. Под «делами плоти» (Гал. 5:19–21) апостол понимает не только чисто плотские грехи, но и такие, как зависть, распри, ссоры, идолослужение. Дела плоти зависят от «плотских помышлений» (Рим. 8:6), противоположных духовным.

 



 
PR-CY.ru