АНТРОПОЛОГИЯ - Страница 9

Ссылаясь на документы Вьеннского собора, современное официальное католичество провозглашает аристотелевскую трактовку человека, согласно которой человек есть союз души и тела. Душа рассматривается в качестве «формы» тела; душа и тело-материя не две соединённые природы, а единая природа. Данная трактовка отвергает широко распространённое августиновское уподобление человека двум природам Христа, отвергает также современные психологические трактовки, где дух (психика) – производное от материального тела, и возвращает антропологию в лоно святоотеческой традиции. Образ Божий в человеке. Единоприродность человека в католической теологии «снижает» богоподобие человека по сравнению с православной антропологической концепцией, которая говорит об обожении человека. Человеческая личность всего лишь «причастна свету и силе божественного Духа». «Благодаря своей душе и своим духовным силам разума и воли, человек наделён свободой, “высшим знаком Божественного образа”». От зачатия человеческая личность предназначена для вечного блаженства. Таким образом, по сравнению с православной традицией сохраняется «большая дистанция» между Богом-Творцом и человеком-тварью, а конечное предназначение человека видится как ангелоподобное пребывание у престола Божия. Динамический характер образа Божия в человеке. В православном богословии динамика человека лежит в поле, простирающемся от образа Логоса Творца до образа Христа как цели человеческого бытия. Непрестанное восхождение к первообразу – бесконечная и абсолютная задача человека. Католическая, а за ней и протестантская теология антропологическую динамику видит в процессе преодоления падшей природы человека: «Соблазнённый лукавым в самом начале истории, человек злоупотребил своей свободой». Он поддался искушению и совершил зло. Человек сохраняет желание добра, но природа его несёт на себе рану первородного греха. Он стал склонен ко злу и подвержен ошибкам: «Человек раздвоен внутри себя самого. Вся человеческая жизнь, индивидуальная и коллективная, проявляется как борьба между добром и злом, между светом и тьмою». Тот, кто верует во Христа, становится сыном Божьим. Это усыновление преображает его. Оно даёт ему способность действовать праведно и творить добро; «нравственная жизнь, созревшая в благодати, расцветает в жизнь вечную, во славе небесной». Человек-личность. В истории католической антропологии аспект личности отдельно не рассматривался, оставаясь под видом «состава» или «природы» человека. В «Катехизисе Католической Церкви» (1992 г.) раздел о человеке-личности приводится впервые. Основным источником личностного анализа является документ второго Ватиканского собора «Gaudium et spes». Последний в бoльшей степени констатирует положение человеческой личности в современном мире, в котором доминируют взгляды, противоречащие достоинству человека. В «Катехизисе» достоинство человека представляется как 1) богоподобие, 2) предназначение к вечному блаженству, 3) свобода выбора «принять или не принять добро, обещанное Богом». Римско-католическое богословие традиционно строит своё понимание человеческой личности на противопоставлении тварной сущности человека и imago Dei (образа Божия) в нём. Это противопоставление решается как finitum capax infiniti (открытость конечного Бесконечному); «призвание человечества – являть образ Божий и преображаться по образу Единственного Сына Отца. Это призвание облекается в личностную форму». «Состав» человека.

 



 
PR-CY.ru