Религия греков - Страница 19

Этот разрыв между философией и искусством, восходящий к позднему Платону, – характерная черта именно эллинистической культуры с её усложнённостью душевного мира и дифференциацией человеческой деятельности. Разрыв между узким миром индивидуального человеческого опыта и широким миром окружающей действительности, открывшейся эллинистическому человеку, настойчиво требовал заполнения. Средством преодолеть этот разрыв стала книжная культура. До эллинистической эпохи грек не испытывал столь ощутимой потребности в книге: он был членом полиса и все жизненно необходимые знания и навыки усваивал из устного общения со своим коллективом. Даже философия по большей части была устной: Сократ не написал ни одной книги. Теперь сумма необходимых человеку знаний расширилась, а окружавший его коллектив распался. Сведения о мире, предания старины, навыки поведения он должен был усваивать из книг. Это, прежде всего, сказалось и на количестве, и на характере книжной продукции. Книги стразу стали писаться и издаваться в великом множестве; широкий ввоз папируса из птолемеевского Египта дал неведомое дотоле обилие писчего материала. Писатели словно упиваются возможностью многословия: Хрисипп, как сказано, написал 700 книг, а через двести лет Дидим Александрийский один сочинил более 3500 книг, причём сам не мог их запомнить, и некоторые писал по два раза. Изменилось потребление книг: до сих пор они хранились в немногих экземплярах в храмах, государственных архивах или философских школах, теперь они стали распространяться среди публики. Изменился и сам характер этих книг: до сих пор они писались только о самом важном и так тщательно, чтобы быть «творением навеки» (выражение Фукидида о его «Истории»). Теперь они стали писаться о чём угодно и с какой угодно небрежностью – наряду с отделанными «творениями» получили право на существование бесчисленные «записки», не претендовавшие ни на какую формальную отделку и служившие только сводом фактических сведений и аргументов. Важнейшими центрами культурной деятельности становятся теперь библиотеки: без книг не мог работать ни писатель, ни учёный. Самой большой была библиотека в Александрии; за ней следовали библиотеки пергамская, антиохийская и др. Птолемеи хотели собрать все существующие книги на греческом языке: число их уже в середине III в. до н.э. достигло 500 тыс. При библиотеке существовали лекционные залы, обсерватории, лаборатории, хранилища коллекций. В библиотеке работали учёные со всего эллинистического мира, получавшие жалованье от царя. Наряду с естественными и математическими науками развиваются и науки гуманитарные. Это результат того ощущения отдалённости, очуждённости, которые появляются у эллинизированных греков по отношению к своему полисному прошлому. Факты и установления общественной и культурной жизни, которые воспринимались раньше как само собой разумеющиеся и вечные, теперь воспринимаются как исторические и преходящие и потому требующие собирания, систематизации и осмысления. Появляется целая отрасль – наука о «древностях», т.е. не о событиях, а о памятниках, учреждениях, обычаях, преданиях прошлого. Особенно много таких сочинений было посвящено Афинам и Аттике. К ним примыкали многочисленные сочинения о разных странах и народах негреческого мира, которые стояли на стыке истории, географии и этнографии. Среди «древностей», привлекавших внимание эпохи, важное место занимали, конечно, фигуры деятелей истории и культуры прошлого. Именно в это время выделяется жанр биографии, в значительной степени опирающийся на анекдотический материал. Среди памятников древности были литературные произведения; именно в это время создается наука филология. Составляются каталоги и аннотации классической литературы, составляются комментарии как языкового, так и реального содержания. В конце IV в. до н.э. поток эллинистической культуры захватил и иудеев. В разных местах начинают возникать иудейские колонии, из которых самая значительная образовалась в Александрии. У иудеев рассеяния ослабление связи с Ханааном делало возможным преобразование национальной религии в универсальную; средством для этого служило эллинистическое образование. В III в. до н.э. александрийские евреи перевели на греческий язык Пятикнижие, т.е. первые и самые важные пять книг Ветхого Завета. Переводческая работа на этом не остановилась: уже ко второй половине II в. до н.э. почти все книги Ветхого Завета были переведены на греческий язык (скоро в греческом переводе появилось и всё остальное). Этот перевод, при посредстве аллегорического толкования Библии, сделал возможным сближение иудаизма с эллинизмом. Еврейско-александрийские философы, приспособив к иудаизму учение о Логосе, разработанное в это же время герметиками, построили как бы мост от иудейства и язычества к христианству.

 



 
PR-CY.ru