Религия греков - Страница 11

Политическая мощь Афин основывалась на достаточно развитой финансовой системе, которая впервые обрела здесь значение особой отрасли государственного управления. Уплата налогов составляла больше предмет моральной добродетели, узаконенной обязанности граждан уплачивать налоги в казну не существовало, и каждый имел право отказаться от этого. Афины располагали десятью сокровищницами, которые поочередно могли быть использованы для расходов. Между тем внутри полиса зрели силы, которые должны были привести к кризису афинской демократии. Социальное расслоение постепенно подтачивало основы «совместной частной собственности». При номинальном равенстве граждан существовала всё же огромная разница между богачом Никем, владевшим тысячей рабов, и каким-нибудь мелким земледельцем, имевшем двух-трёх рабов, с помощью которых он обрабатывал свой клочок земли. Государство старалось уравнять имущественные различия, возлагая на богатых граждан всякого рода материальные повинности (так называемые литургии) – оснащение военного корабля, оплату расходов по театральным постановкам и т.д., но представители рабовладельческой верхушки всё больше тяготились этими обязательствами и искали способы от них избавиться. Опасность подстерегала афинскую демократию и с другой стороны. По самому своему существу она предполагала развитие в каждом гражданине способности к самостоятельному суждению, чувство ответственности перед собой и согражданами, инициативы и творческих возможностей. Но дебаты в народном собрании, повороты во внешней политике, вызванные переменами сложившейся ситуации, порождали мысль об относительности существующих нравственных и правовых форм, выдвигали на первое место не слепую веру, а анализирующий разум. В философской мысли второй половины V в. до н.э. всё настойчивее ощущаются рационалистические тенденции, стремление понять и объяснить мотивы поведения различных индивидуумов, составляющих гражданский коллектив. Едва ли не главную роль в этом процессе сыграли философы, известные под общим именем «софистов» (т.е. «учителей мудрости»), чьи интересы лежали преимущественно в области общественной практики человека. В своих учениях софисты отчётливо противопоставляли природу человека созданным им же самим законам, которые могут быть изменены по его собственному усмотрению. Устами одного из основоположников софистики – Протагора из Абдеры (около 480 – около 410 гг. до н.э.) – новое мировоззрение провозгласило «мерой всех вещей» не традиционные, неписаные, богами установленные нормы, а самого человека, свободного в своих действиях и ответственного только перед самим собой. Тезис «человек – мера всех вещей» допускал возможность отрыва человека от общины, противопоставлял его коллективу, вносил в этику ощутимые элементы субъективизма и скептицизма по отношению к существующим нормам. Вопрос о соотношении поведения человека с традиционной полисной моралью и этикой становился в Афинах второй половины V в. до н.э. значительной нравственной проблемой. Этические вопросы оставались принадлежностью «чистой» теории до тех пор, пока Афины пользовались благами мира и преимуществами своего положения в Греции. Разразившаяся Пелопонесская война покончила со многими иллюзиями предшествующих десятилетий. Афиняне разоряли поля спартанцев, войска противника опустошали участки афинян, вырубали оливковые рощи и виноградники. В результате крестьяне разорялись, а ремесленники и торговцы богатели. Лучше всего в такой обстановке чувствовали себя политические авантюристы, которые, пользуясь военным азартом одних и бедственным положением других, многократно увеличивали своё состояние. Обрушившаяся в первые годы войны на город эпидемия чумы повергла афинян в полное уныние и сильно подорвала их веру в вечную благость богов. Дельфийское жречество, сочувствовавшее консервативной Спарте и потому сулившее Афинам поражение, тоже не способствовало сохранению и укреплению веры в божественный промысел. Восстановленная к 401 г. до н.э. демократия уже мало чем походила на свою предшественницу середины V в. до н.э.: её социальная база (мелкие независимые землевладельцы) оказалась подорванной, традиционные моральные нормы – забытыми, вера в справедливость божественного управления миром никого больше не удовлетворяла. Весь IV век прошёл в Афинах под знаком назревающего кризиса демократического полиса: распад Морского союза лишил Афины тех доходов, на которые в V в. до н.э. удавалось поддерживать сносный уровень существования беднейших граждан, местные же богачи всё решительнее отказывались оплачивать рабовладельческую солидарность из своего кармана и мечтали о приходе к власти «сильного» человека, способного укрепить положение зажиточных слоёв. В период постепенной деформации демократии наглядно выявилась её конституционная слабость: отсутствие системы развитого законодательства.

 



 
PR-CY.ru