Религия греков - Страница 15

Божественная Единица осуществляет себя лишь посредством Двоицы и, проходя через неё, становится реальной, воплощаясь в Троице, т.е. в физическом мире. Проявленный мир – тройственен, и потому Тройка – есть первое совершенное число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Примеров проявления этой троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый материальный объект существует в трёх измерениях (т.е. имеет длину, высоту и ширину); Вселенная делится на три концентрические сферы – мир божественный, мир естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трёх состояниях (т.е. твёрдом, жидком и газообразном); предметы могут отталкиваться, притягиваться или находиться в равновесии и т.д. Пифагор ввёл понятие Тетрады, которое заключало в себе идею синтеза и развития. Согласно его учению, Вселенная, возникшая под воздействием божественной Единицы, вновь возвращалась и заключалась в ней, образуя живой божественно-материальный космос. В высшем смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной. В частной, обыденной жизни Пифагор тоже видел бесчисленные проявления Тетрады. Например, тело, душа и дух в своём слиянии дают четвёртый член – человека; семья есть единство отца, матери и ребёнка и т.д. Однако эта изощрённая, отвлечённая, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, Пифагор вместе с тем требовал уважения к богам традиционной религии. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют тем разумным силам, которые действуют во Вселенной. Более того, Пифагор говорил о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами, которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз через них, проявляя героические качества, человек может приблизиться к Богу. Его большой заслугой исследователи считают подробно разработанное учение о душе, воспринятое потом и другими греческими философами. Душа, говорил Пифагор, есть отщепившаяся частичка божественного эфира. Она разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и у других животных, но рассудок – только у человека. Власть души распространяется от сердца и до мозга: та её часть, которая в сердце, – это страсть, а которая в мозге – рассудок и ум; струи же от них – наши чувства. После смерти человека его душа скитается в воздухе, подобная телу. Попечителем над душами является Гермес, который чистые души возводит ввысь, а нечистые ввергает в преисподнюю. Пробыв там определённое время, душа вновь ввергается в материальный мир и заключается в тело человека или животного. Таким образом, вслед за орфиками (или одновременно с ними) Пифагор проповедовал учение о переселении душ. О себе он говорил, что помнит все свои прежние рождения, и многим из тех, кто приходил к нему, рассказывал об их прошлой жизни. Очень похожее учение проповедовалось при жизни Пифагора в Индии, но при этом представители новых религиозных школ опирались там на мудрость брахманов, вели споры в традициях брахманизма, а пифагорейское учение не было социально подготовленным; оно было привнесено извне (в частности, из Египта), и само послужило основой для создания новой народной религии. Нравственная проповедь Пифагора не подразумевала отрешённости от политических дел и не противостояла другому традиционному религиозному учению, претендующему на роль единственного выразителя истины. Напротив, в Древней Греции в разных городах-полисах практиковались разные религиозные культы и создавались разные верования, часто совсем не обязательные даже для их сторонников. В учении Пифагора не только нет религиозного противостояния, но даже подчёркивается уважение к богам традиционной религии. И хотя пифагорейцы много внимания уделяли вопросам общественного устройства, весь свой нравственный авторитет они употребляли на то, чтобы вернуть вольность полисам, которые находились в рабстве друг у друга. В некоторых городах им это удалось, но лишь благодаря тому, что ведущую роль в управлении этих городов играли ученики Пифагора. Иначе говоря, из училища Пифагора выходили не религиозные реформаторы, мыслители мирового масштаба, а всего лишь первоклассные менеджеры (выражаясь современным языком). Их успех в управлении государством вызывал у многих зависть, что, в конце концов, и привело к заговору. Предание говорит, что Пифагор умер около 500 г. до н.э., то ли уморив себя голодом, то ли от тоски, не оставив после себя стройного учения, поскольку сам книг не писал, а из посвящённых в его мудрость в живых никого не осталось. Уцелевшие от расправы пифагорейцы сумели сохранить лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. Однако учение Пифагора сохранилось в народной памяти, было воспринято и разработано другими греческими философами. Некоторые его идеи затем были положены в основу другого религиозного учения, ставшего мировой религией, – христианства.

 



 
PR-CY.ru