Религия греков - Страница 17

В это время были созданы поздние книги ветхозаветного канона, в том числе «Песнь песней», «Книга пророка Даниила», «Экклезиаст», некоторые разделы «Книги притчей Соломоновых», книги гимнов и поучений, легенды и псалмы, а также апокалипсисы с новой религиозной ориентацией, повлиявшие впоследствии на литературу Нового Завета. Но ни одно из этих сочинений не обязано своим происхождением греческим идеям и литературным формам. Те параллели с эпикурейским и стоическим учением, которые исследователи находят в «Экклезиасте», по-видимому, вполне объяснимы общими идеологическими веяниями эпохи. Наиболее обширной по сравнению с другими новыми восточными эллинистическими литературами была литература евреев за пределами Иудеи, в так называемой диаспоре, и, прежде всего, в Александрии, где для местных евреев греческий язык был разговорным и даже использовался при богослужении. Наиболее значительным памятником иудейского эллинизма диаспоры является перевод Ветхого Завета – Септуагинта, сохранивший многое от своеобразия стиля еврейского оригинала (ТаНаХа). Он лёг в основу новой литературной традиции, к которой примыкает и греческий Новый Завет, и вся древняя христианская теология и литургия. Греция сохранила в империи полисный строй и органы народовластия (правда, народовластие не демократическое, а олигархическое). Общие политические вопросы решались на собрании делегатов полисов. Номинально существовал и сенедрион – совет всех полисов. Новые государства восприняли традиции прежней империи и влияние эллинизма. Крупнейшим государством эллинистического мира становится государство Птолемеев, где государственное устройство, унаследованное от фараонов, в сочетании с частным рабовладением сформировали особый социальный слой и военно-служилую организацию правящих сословий (этот социально-политический строй продержался в эллинизированных областях Средиземноморья вплоть до конца античности). Завоевание этих областей Римом сменило лишь носителей верховной власти, но не изменило всей структуры социально-политического строя, поэтому исследователи считают, что противопоставлять «эпоху эллинизма» «эпохе римского владычества» нельзя. В классическую пору распространение эллинской цивилизации ограничивалось Эгейским бассейном, южной Италией с Сицилией и редкими колониями по берегам остального Средиземноморья и Черноморья. В эллинистическую пору она распространяется по всему Ближнему Востоку, активно воздействуя на здешнюю культуру – малоазийскую, сирийскую, египетскую, еврейскую, вавилонскую, иранскую – и, в свою очередь, подвергаясь её воздействию. В культуре господствующих классов сильнее чувствовалось влияние эллинства на Восток, в культуре низших классов – влияние Востока на эллинство. В начале периода наступающей стороной в этом взаимодействии культур было эллинство, а позднее, чем дальше, тем больше, – Восток. Римское завоевание восточного Средиземноморья ни в коей мере не остановило этого процесса взаимодействия цивилизаций. Напротив, именно после римского завоевания он становится особенно интенсивным и приносит свой важнейший плод – христианство. Исследователи считают, что в этом плане противопоставлять «эпоху эллинизма» «эпохе римского владычества» тоже нельзя. Однако вполне оправдано противопоставление этих эпох в культурно-историческом плане, поскольку здесь связь не только внешняя, но и внутренняя: именно установление римского господства в I в. до н.э. породило стремление эллинистического общества компенсировать политическое поражение культурным возрождением, которое выразилось, прежде всего, в попытках реставрации классического стиля свободной полисной Греции. Завоёванный македонцами Восток тотчас стал заселяться греческими колонистами: вначале в качестве воинов-наёмников, потом в качестве торговцев и ремесленников, потом в качестве учёных и художников. Здесь они стали привилегированным сословием, на которое опирались македонские правители. В Египте греческие поселенцы сосредоточились густой массой в Александрии и окрестностях, в царстве Селевкидов расселились по широкой сети вновь основанных городов греческого образца, которые покрыли всю Малую Азию, Сирию и отчасти Вавилонию. Их связь с прежней родиной была уже утрачена, с новой – ещё не закреплена, они жили не интересами общины, а личными и кружковыми интересами. На новой почве быстро стёрлись языковые и культурные различия между разноплеменными греками. Эпоха эллинизма предоставила в распоряжение греков веками копившиеся богатства персидских царей, усовершенствовала сельскохозяйственную и строительную технику, безмерно расширила сеть торговых связей. Материальный уровень жизни резко повысился. Однако это материальное довольство было куплено ценой душевных тревог, неведомых жителю полиса.

 



 
PR-CY.ru