Религия греков - Страница 14

Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Причём Зевс в религии орфиков – единственное мировое божество, являющееся во многих ликах; и одно из них – Дионис. Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце – носитель Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу – божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела. Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключённая в него, как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование. Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Цель человеческой жизни, согласно орфизму, – выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству (эти идеи орфизма созвучны восточным религиям, особенно буддизму; не исключено, что они были оттуда заимствованы). Характерно, что, несмотря на широкое распространение этого вероучения среди греков в VI–V вв. до н.э., подлинно народным оно так и не стало. Общины орфиков представляли собой маленькие замкнутые кружки, которые просуществовали вплоть до начала нашей эры. Гораздо большее распространение получило другое законченное вероучение греков, связанное с именем первого религиозного мыслителя Эллады – Пифагора Самосского (около 570 – 500 гг. до н.э.). В юности он обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом учился у нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа Анаксимандра из Милета (около 610 – 547/540 гг. до н.э.), а для того, чтобы изучить математику и высшую богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран Поликрат (ум. около 523 г. до н.э.), который был большим другом египетского царя Амасиса II из XXVI династии, дал Пифагору рекомендательное письмо к гелиопольским жрецам, которые очень неохотно открывали чужаку своё тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора, они при посвящении подвергали его тяжёлым испытаниям, назначая ему задания, противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях, и в богослужениях, куда до этого никто из чужеземцев не допускался. Возможно, в Египте Пифагор почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали соответственное образование, но и вели особый, нравственный образ жизни, придерживаясь определённых правил поведения. В городе Кротоне в южной части Италии ученики Пифагора, покорённые его учением, устроили огромное училище, из которого вырос в дальнейшем знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он больше всего походил на религиозный орден: имел свою иерархию, обрядность и эзотерическую доктрину, а его члены были связаны строгой дисциплиной и послушанием. Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов. Все они носили одинаковые белые льняные одежды и имели определённый распорядок дня. Утром им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю вчерашнего дня, т.к. то, что они должны делать сегодня, было связано с тем, что они делали вчера. Каждый вечер пифагорейцы должны были критически осмыслить свои поступки, совершённые в течение дня. Сойдясь на восходе солнца, они пели торжественные гимны Аполлону, исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный. В полдень произносилась молитва героям и доброжелательным гениям. Все трапезы пифагорейцев были совместными. Хлеб и мёд являлись главной их пищей, а вода – единственным напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, т.к. побеждать свои страсти было первым долгом посвящённого. Считалось, что постигнуть вечное и бесконечное можно лишь тогда, когда между человеком и остальным миром устанавливается гармония и единение. Тот, кто не привёл свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию божественную. В качестве регулярных занятий были введены гимнастические упражнения, но особое значение придавалось углублённым размышлениям – медитациям. Пифагор учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицей, светом, правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую – Двоицей, мраком, левизной, неравенством, зыбкостью и переменчивостью.

 



 
PR-CY.ru