ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 19

Вместе с Елеазаром Анзерским Зосима представлен (в первом ряду) на ростовской иконе избранных святых третьей четверти XVII в. из Борисоглебского на Устье мужского монастыря, за ними – Иоанн Большой Колпак и пророк Илия (Третьяковская галерея). Икона середины – второй половины XVII в. (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник) представляет основателей Соловецкого монастыря вместе с Антонием Сийским и Марией Египетской перед образом обретения главы Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (Государственный Эрмитаж) – вместе с Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове второй половины XVII в. из Преображенского собора Соловецкого монастыря (Архангельский музей изобразительных искусств) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках – праздники); на трёхстворчатом складне 1671 г. (Третьяковская галерея) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя Зосима и Савватий написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской церкви деревни Турчасово Онежского района Архангельской области, Архангельский музей изобразительных искусств). На иконе конца XVIII в. (музей Андрея Рублёва) наиболее почитаемые Соловецкие святые вместе со Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках на фоне обители. Существовал извод «Преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители» (по мнению исследователей, возник на основе эстампов), как на иконе 1874 г. из Соловецкого монастыря (музей-заповедник «Коломенское»). Вместе с преподобными Германом и Елеазаром Зосима и Савватий изображены на поморской иконе начала XIX в. из церкви Сретения Господня деревни Малошуйка Онежского района Архангельской области (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник), вместе с Германом и Филиппом – на иконе первой половины XIX в. из собрания Андрея Николаевича Муравьёва (впоследствии в музее Киевской духовной академии, Киево-Печерского историко-культурного заповедника), вместе с Андреем Критским и преподобномученицей Евдокией – на иконе 1820 г. Ивана Алексеева Богданова-Карбатовского (из церкви свяшенномученика Климента, папы Римского, деревни Макарьино Онежского района Архангельской области, Архангельский музей изобразительных искусств). Значительную группу составляют иконы с житийным циклом Зосимы и Савватия. Исследователям известно несколько редакций Жития преподобных с разным количеством чудес. Первые две житийные иконы Соловецких чудотворцев написаны для монастыря новгородскими мастерами в 1545 г., при игумене Филиппе: «Богородица с молящимися преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими и братией монастыря, с клеймами жития преподобных», на одной иконе 32 клейма, на другой – 28 клейм с событиями жизни святых, прижизненными и посмертными деяниями и чудесами (музеи Московского Кремля). Композиция предстояния преподобных и монахов Богородице показана на фоне острова, окаймлённого морскими водами.

 



 
PR-CY.ru