ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 11

В 1583–1585 гг., при игумене Иакове, для рак Соловецких чудотворцев были изготовлены лицевые покровы Зосимы и Савватия, вышитые в московском Новодевичьем в честь Смоленской иконы Божьей Матери монастыре. Два других покрова были вышиты в 1590 гг. в мастерской царицы Ирины Годуновой; сохранился только один из них – с изображением Зосимы. В 1660 г. резные стенки рак Зосимы и Савватия были закрыты позолоченными серебряными пластинами чеканного дела, изготовленными в Амстердаме из серебра, вложенного в Соловецкий монастырь боярином Борисом Ивановичем Морозовым. В 1662 г. в Соловецкий монастырь поступил значительный вклад от именитых людей Строгановых: «...Два покрова шиты в лицах на чудотворцовы раки Зосимы и Савватия». Оба покрова были исполнены в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в мастерской А.И. Строгановой в 1660–1661 гг. (Русский музей). В 1694 г. в монастыре случился пожар, во время которого пострадали гробницы Зосимы и Савватия, и сгорела древняя икона Соловецких чудотворцев, находившаяся «промеж раками на стене». Царь Пётр I, побывавший на Соловках в том же году, сделал щедрый вклад на восстановление гробниц Соловецких преподобных и иконостаса Преображенского собора. В 1861 г., после завершения строительства в монастыре Свято-Троицкого собора, мощи Зосимы и Савватия были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора. Со времени основания Соловецкого монастыря Зосима и Савватий чтились как покровители мореплавателей. Примечательно, что в Каноннике середины XVI в., принадлежавшем Варлааму, игумену московского в честь Богоявления мужского монастыря, Зосима и Савватий названы «святыми морскими чюдотворцами» (Российская национальная библиотека). Как пустынники, насадители монашеской жизни, покровители мореплавателей и просветители языческих народов Поморья святые прославляются в «Похвальном слове русским преподобным» (1640 гг.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина). Зосима и Савватий также почитались как покровители пчеловодства, в народе их именовали «пчельниками». К их помощи прибегают в болезнях, имелось множество посвящённых преподобным больничных храмов, в частности, в Троице-Сергиевом монастыре, во Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни. Больничная церковь в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни с приделом во имя Зосимы и Савватия была построена на месте явления преподобному Серафиму (тогда послушнику Прохору) Божьей Матери, исцелившей святого. Для Зосимо-Савватиевского придела больничной церкви Прохор соорудил кипарисовый престол. В церковь Зосимы и Савватия Серафим приходил причащаться в последние годы жизни. В этой церкви в июле 1903 г., перед канонизацией Серафима, на две недели был установлен гроб с его мощами. Особое почитание Зосимы и Савватия существовало в старообрядческом Выголецком общежительстве, созданном в конце XVII в. в Заонежье. Старообрядцы Выга считали себя преемниками соловецких иноков и вели отсчёт истории Выговской пустыни со времени основания Соловецкого монастыря. Один из приделов Богоявленской соборной часовни в Выговской пустыни был посвящён Зосиме и Савватию. Андрей и Семён Денисовы и два неизвестных выговских автора написали восемь «Похвальных слов» Зосиме и Савватию, в них подчёркивалась особая роль преподобных в духовном просвещении Поморья.

 



 
PR-CY.ru