ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 15

В академическом пособии для иконописцев 1910 г., составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, Зосима предстаёт как «старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», Савватий – как «глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове», приводятся варианты текстов изречений на свитках. При игумене Филиппе (Колычеве) в Соловецком монастыре сложились изводы с изображением Соловецких чудотворцев в молении Спасителю или Богоматери. Согласно описи начала XX в., в церкви в честь иконы Божьей Матери Одигитрии в Савватиевском скиту был чтимый Смоленский образ Богородицы в серебряном окладе «длиною 51/2, шириною 43/4 вершка, а с полями длиною 91/4, шириною 8 вершков; на полях написаны: вверху Святая Троица, по сторонам: апостол Филипп (небесный покровитель святителя Филиппа), святитель Николай и преподобные Зосима и Савватий, а внизу подпись: “В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом и привезен первый на остров Савватием Чудотворцем”». В часовне «Чудо о просфоре» на северной стене стоял образ «Пресвятыя Богородицы, пред Нею преподобные Зосима и Савватий с ликом монахов в молении и вокруг с чудесами, длиною 48, шириною 31 вершок. Икона сия писана 7053 при игумене Филиппе» (Государственный архив Архангельской области). При нём же в обитель поступил воздвизальный крест, вложенный старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 1560/1561 г., на обороте которого вырезаны фигуры Зосимы и Савватия, припадающих к стопам Спасителя. «Древние» образы преподобных, без уточнения времени их создания, упомянуты в монастырских документах. Такие иконы, поясные и прямоличные, стояли на Соловецком подворье в Архангельске и около рак Зосимы и Савватия в Троицком соборе монастыря (Государственный архив Архангельской области). Ранними примерами единоличной иконографии святых являются парные ростовые иконы-пядницы в окладах из алтаря Преображенского собора обители, конец XVI в. (музеи Московского Кремля) – святые представлены с разведёнными руками, с развёрнутыми свитками в левой руке (текст у Савватия: «Владыко человеколюбче Господи Иисусе Христе, сподоби мя одесную Тебе стати…», у Зосимы: «Не скорбите братие…»), различен рисунок благословляющей десницы, борода Зосимы немного короче. Каждый монастырь имел свои «раздаточные», или «променные», образа – изображения чудотворцев, мощи которых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев. Соловецкий монастырь постоянно заказывал иконописцам поморских вотчин и мастерам крупных художественных центров «чудотворцовы иконы» с изображениями Соловецких преподобных – Зосимы, Савватия, Германа, Елеазара Анзерского. Образы писали в обители и закупали целыми партиями в Москве, Костроме, Мстёре, Холуе, Суме (ныне Сумский Посад) и др. Иконография раздаточных икон развивалась на протяжении столетий. Ранним типом монастырской иконы стал образ «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», созданный, как полагают исследователи, после перенесения мощей Соловецких чудотворцев.

 



 
PR-CY.ru