ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 14

Монастырская опись начала ХХ в. зафиксировала этот образ в Троицком соборе (с воспроизведением надписи): «Преподобных Зосимы и Савватия, длиною 7 1/2 вершков; три венца и три цаты, свет и поля серебряные золочёные чеканной работы, во всех цатах и двух венцах по три, а в третьем четыре жемчужины в оправе, в подножии накладка серебряная белая…» (Государственный архив Архангельской области). В Житии Зосимы и Савватия одно из чудес свидетельствует о почитании вскоре после кончины святых их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах, хотя в монастыре не смели «дерзати образов их написати даж и до тридесяти лет по преставлении преподобных». Иконография Зосимы и Савватия стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 г. В текстах иконописных подлинников под 17 или 19 апреля облик Зосимы уподоблялся внешности Сергия Радонежского или Власия Севастийского: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах» (последняя четверть XVII в., – Институт русской литературы (Пушкинский Дом); «Надсед, брада Власиева, не раздвоилась». Текст на свитке: «Не скорбите, братия, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша», 1830 гг. – Институт русской литературы (Пушкинский Дом). О Савватии под 17 апреля или 27 сентября в подлинниках сказано: «Сед аки Власий, брада на конец поуже»; последняя четверть XVII в., Институт русской литературы (Пушкинский Дом); «Подобием сед, аки Власий, брада на концы поуже, на плечах схима, риза преподобническая, испод вохра» (1848 г. (?) – Библиотека Академии Наук); «Сед, брада до персей, пошире Власиевой»; Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Под 8 августа основатели Соловецкой обители описаны таким образом: «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, (брада) поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго»; Институт русской литературы (Пушкинский Дом); см. также: Библиотека Академии Наук, Большаков. Подлинник иконописный). Сийский подлинник второй половины ХVII в. (Российская государственная библиотека) предлагает новый вариант образа Зосимы: «Преп. Зосима стоит на молитве, в пустынном месте, обозначенном деревьями и горами», святой изображён в рост, руки в жесте моления. В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Георгию Дмитриевичу Филимонову, описание более подробное: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нём написано: “Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберётся братии множество о любве Христовой”»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Там же описано преставление Савватия: «Церковь стоит и палата, а с другую сторону гора празелень, братия плачут, стары два, един млад, поп в ризах чёрных, на нём клобук, в руке кадило, а в другой книга, диакона несть, старец средний доскою покрывает гроб».

 



 
PR-CY.ru