ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 16

Он получил распространение в XVII в., известно около 20 таких икон, как правило, пядничного размера, по форме близких к квадрату. В центре – Преображенский собор с образом Спасителя или иконой Преображения Господня на фасаде, перед ним – Зосима и Савватий в молении. Слева от него или по сторонам святые изображены в гробницах. В левой части композиции – Успенская и Никольская церкви, представлена также колокольня (или две звонницы) с монахами. Обитель окружена стеной, вокруг острова – Белое море. Стены вокруг обители могут быть деревянными (построены около 1578 г.), что является признаком более раннего иконографического извода (образ из музеев Московского Кремля), или каменными (1582–1594 гг.), как на иконах из собрания Исторического музея, Ярославского художественного музея, Архангельского областного краеведческого музея. На иконе конца XVII в. (музей-заповедник «Коломенское») стены показаны каменными в нижней части и деревянными вверху. Впервые два произведения под названием «Обитель Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия» упоминаются в описи монастыря 1597 г. К этому изводу относятся, в частности, иконы конца XVI в. (Третьяковская галерея), конца XVI – начала XVII в. (музей Андрея Рублёва), первой половины XVII в. (Третьяковская галерея, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), икона начала XVIII в. из собрания Виктора Александровича Бондаренко, два образа первой трети XVII в. и второй трети XVIII в. из частного музея русской иконы, прорись с иконы ХVII в. Самый распространённый иконографический вариант раздаточных образов Соловецкой обители, особенно характерный для ХVII в., – «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря». Святые, обращённые в молении к образу Божьей Матери «Знамение» (этот образ покровительствовал Новгородскому архиерейскому дому, под управлением которого Соловецкий монастырь находился в ХVI–ХVII вв.), держат обитель в руках на уровне груди, как, например, на иконах середины XVII в. (Третьяковская галерея), второй половины XVII в. из села Ковда Мурманской области (музей Андрея Рублёва), из церкви Рождества Христова деревни Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области (на полях – чтимые северные святые и Антипа Пергамский, Архангельский музей изобразительных искусств), на иконе конца XVII – начала XVIII в. (музей истории религий – Зосима рус, Савватий сед и с необычной надписью на свитке: «Чадо Иоанне, пребуди зде нощь сию и узриши благодать Божию…»), на поморской иконе начала XVIII в. из Вознесенской церкви деревни Кушерека Онежского района Архангельской области (Архангельский музей изобразительных искусств), на иконе первой половины XVIII в. (Галерея Яна Морсинка в Амстердаме), на многих иконах конца XVII – начала XIX вв. (Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Коломенское»). Зосима почти всегда изображается в левой части композиции вполоборота вправо, Савватий – напротив (прориси с икон XVII в.). Данная иконография была востребована старообрядцами в конце XVII – XIX вв. Встречаются разночтения в написании имён святых – «Зосима», «Изосим», «Зосим» и «Саватий», «Савватий», «Саватей». Варианты текстов на свитке Зосимы: «Не скорбите, братие, но по сему разумеите», «Братия, подвизайтеся тесным и прискорбным путём идти нужно». Тексты на свитке Савватия встречаются редко, с вариантами: «Братие, подвизайтеся тесным и прискорбным путём…», «Сице глаголете не целых вод» и др.

 



 
PR-CY.ru