ЗОСИМА и САВВАТИЙ

ЗОСИМА (ум. в 1478 г.) и САВВАТИЙ (ум. в 1434 или 1435 г.) – преподобные (память 17 апреля (Зосимы), 27 сентября (Савватия), 8 августа – первое и второе перенесения мощей, 9 августа – в Соборе Соловецких святых, 21 мая – в Соборе Карельских святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых), Соловецкие. Савватий положил начало монашеской жизни на Соловецком острове, Зосима наряду с преподобным Германом был основателем Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря. Основным источником сведений о Зосиме и Савватии служат их Жития (могут рассматриваться как единое произведение (Житие Зосимы и Савватия), части которого связаны единством замысла и повествования, общими рассказами о чудесах). Жития Зосимы и Савватия были созданы соловецким игуменом Досифеем и бывшим Киевским митрополитом Спиридоном по благословению Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова). История создания произведений изложена Спиридоном в кратком послесловии к Житиям и Досифеем – в «Слове о сътворении Жития начальников соловеческых», которое вошло в Жития Зосимы и Савватия. Инициатива написания Житий Зосимы и Савватия принадлежала Герману Соловецкому, который продиктовал некоторым из соловецкой братии рассказы о начале монастырской жизни на Соловках. Эти записи были утеряны, после чего святитель Геннадий благословил Досифея составить Житие основателей Соловецкого монастыря. Досифей, который был учеником Зосимы и после его кончины жил с Германом, восстановил по памяти рассказы преподобных и составил первый вариант Житий Зосимы и Савватия. Испытывая нужду в помощи более опытного писателя, Досифей обратился к находившемуся в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре бывшему митрополиту Спиридону, который литературно обработал предоставленные Досифеем сведения. Свой труд Спиридон закончил 12 июня 1503 г. Досифей продолжал работать над Житиями соловецких святых ещё в течение около пяти лет, занимаясь, главным образом, записью чудес. В «Слове о сътворении Жития начальников Соловеческых» он определил дату окончания своей работы – около 1508 г. («по тридесятех летех списася Житие се по преставлении блаженнаго Зосимы»). Однако и после этого Досифей продолжал дополнять Жития рассказами о чудесах. Один из них («Пророчество отца нашего Зосимы») был создан около 1510 г. («за 30 лет и два лета по преставлении его»). Этот рассказ выделяется среди других, т.к. в нём повествуется о нестроениях в монастыре и о «нелюбви» среди братии, о чём предупреждал Досифея Зосима. Рассказ остался неоконченным. Он сохранился – вместе с другим близким по теме повествованием («Чудо Зосимы о иноци диакони») – в единственном списке (Российская государственная библиотека). Запись последующих 16 чудес, относящихся к периоду игуменства в Соловецком монастыре Исаии (1484–1502 гг.), была выполнена, как указывается в поздних редакциях Житий, игуменом Вассианом (1522–1526 гг.). Для истории Житий Зосимы и Савватия исследователи считают важным вопрос о взаимоотношении трёх старших редакций текстов: первоначальной, редакции Великих Миней-Четьих и волоколамской. Как установила С.В. Минеева, древнейшая редакция Житий Зосимы и Савватия сохранилась в пяти списках: Российской национальной библиотеки, 1524–1525 гг.; сборник принадлежал Гурию (Григорию Ивановичу Тушину); Российской национальной библиотеки, 1520 гг.; Архиву Санкт-Петербургского института истории РАН, 1520 гг.; Российской государственной библиотеки, 1520 гг.; Библиотеки Академии Наук, 1580 гг.

 



 
PR-CY.ru