ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 17

Иногда святые изображались на фоне монастыря (прорись с иконы XVII в., Русский музей; икона середины XVIII в. из Соловецкого монастыря, Архангельский музей изобразительных искусств) или без него (икона второй половины XVII в., Архангельский областной краеведческий музей). В 1683 г. изографу Оружейной палаты Симону Ушакову монастырь заказал икону (не сохранилась), с которой была сделана прорись. В нижней части листа есть подпись: «7191 го(д) писма, Симон(ъ) Ушаковъ в Соловецкую обитель». Этот образ упоминается в монастырских документах конца ХVII в. как икона «нового образца». Зосима и Савватий представлены в рост, вполоборота к центру, в молении образу Божьей Матери «Знамение» в облачном сегменте. Монастырь представлен в нижней части композиции между фигурами у ног святых, топографически точно, панорама дана с элементами прямой перспективы. На заднем плане – Святое озеро и деревья, на переднем – морской залив с часовней. Этот образец часто использовался в конце XVII – ХVIII в. (икона-пядница конца XVII – начала ХVIII вв. с необычным образом Богородицы в облачном сегменте, из собрания Владимиро-Суздальского музея), был неоднократно повторен соловецкими иконописцами (Архангельский музей изобразительных искусств) и вологодским иконописцем Иваном Григорьевым Марковым в 1709 г. (икона из церкви равноапостольных царей Константина и Елены в Вологде, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Василий Андреев выполнил аналогичную гравюру, что было отмечено Дмитрием Александровичем Ровинским: «В московском музеуме находится рисунок пером… с подписью: “Изобразил Симон Ушаков 194 г. резал Василий Андреев”». В XVII в. живописные иконы, складни и кресты, созданные на Соловках и в монастырских вотчинах, имеют в навершии («в сиянии») образ Спаса Нерукотворного, Святой Троицы или Божьей Матери «Знамение». В ХVIII–ХIХ вв. композиция «Преображение Господне» (главный праздник Соловецкого монастыря) осеняет многие иконные и гравированные «раздаточные» образы. После бомбардировки монастыря англичанами в 1854 г. «в сиянии» вновь стал изображаться образ Божьей Матери «Знамение», чудесно спасший обитель от вражеского нападения. Сохранился серебряный чеканный оклад на икону «Спас Вседержитель, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (1620 гг.., музеи Московского Кремля), исполненный в 1700 г. мастером А.И. Первовым, вклад резчика монастыря монаха Антония (музеи Московского Кремля). Из описей начала ХХ в. исследователям известно, какие образы Зосимы и Савватия хранились в Соловецком монастыре. Наибольшее число иконографических вариантов – в Преображенском соборе и в приделе во имя Зосимы и Савватия: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Савватием», «Богородицы, изображена в рост, перед Нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». В соборе были редкие самостоятельные иконы, изображающие сюжеты Жития Зосимы, «каждая длиною 44, шириною по 31 вершку… преподобные Зосима, Савватий и Герман водружают крест… Преподобный Зосима видит церковь на воздусе, ангелы принесоша преподобному Зосиме пищу». Зосима и Савватий на иконах предстоят в молении не только образу Богоматери «Знамение», но и другим иконам Божьей Матери – Тихвинской и Одигитрии.

 



 
PR-CY.ru