ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 20

Развёрнутый житийный цикл из 55 клейм показан на иконе Зосимы и Савватия (середина – вторая половина XVI в.), происходящей из Соловецкого монастыря (Исторический музей). Зосима и Савватий изображены в рост, в монашеском облачении, в молении Святой Троице, в левой руке Зосимы развёрнутый свиток с текстом: «Не скорбите, братия, но посему разумейте, аще угодна пред Богом дела наша, то умножи»; клейма расположены вокруг средника двумя рядами. Девять композиций верхнего ряда посвящены Савватию: кратко изложена история прихода святого на реку Выг и на остров Валаам, вместе с Германом он выбирает место для основания обители. Остальные 47 клейм иллюстрируют деятельность Зосимы, 26 из них повествуют об основании и устроении Зосимой Соловецкого монастыря. Двадцать клейм рассказывают о посмертных чудесах Зосимы и Савватия (чудеса на море, исцеление больных). Житийные образы Соловецких чудотворцев получили распространение во второй половине ХVI в. Их писали не только для северной обители, но и для других русских храмов и монастырей: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с 16 клеймами жития» из старообрядческой Андрониевской пустыни в Ярославле (Ярославский художественный музей); икона преподобных с 22 клеймами Жития конца ХVI в. из Белозерска (Русский музей); «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие в молении Богоматери, с клеймами их жития» первой четверти ХVII в. (Калужский художественный музей), икона святых в молении Богоматери, с видом обители и сюжетами их жития, второй половины XVII в. из Николо-Угрешского монастыря (музей-заповедник «Коломенское»); икона преподобных с 26 клеймами Жития второй половины XVII в. (Третьяковская галерея); икона с изображением Соловецкой обители в среднике и 18 житийными клеймами XVII в. (?) из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве, «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с 22 клеймами Жития» начала ХVIII в. из Преображенской церкви на острове Кижи (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), икона с 14 клеймами жития начала XVIII в. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж), икона с 12 клеймами Жития середины XVIII в. из часовни Собора Богородицы деревни Кургеницы Медвежьегорского района Карелии (Музей изобразительных искусств Республики Карелия). Особенностью северной иконографии XVII в. исследователи называют включение в состав клейм сюжетов, которые составляют местную специфику. В поморских храмах предпочитали сцены на море, например, «Чудо преподобных Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю на црене» показано на иконе первой половины XVII в. с 18 клеймами Жития из Троицкой церкви села Нёнокса на побережье Белого моря (Архангельский музей изобразительных искусств). В 1788 г. иконописец соловецкой обители Василий Чалков написал две парные иконы Зосимы и Савватия (стояли у столбов Преображенского собора Соловецкого монастыря, музей-заповедник «Коломенское»), которые содержат наиболее подробные житийные циклы. В средниках – прямоличные изображения святых в рост, вокруг 68 клейм, заключённых в барочные картуши. Происхождение другого близкого по стилю барочного образа «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря и 20 клеймами жития» также связано с Соловецкой обителью (после 1711 г., Архангельский музей изобразительных искусств).

 



 
PR-CY.ru