ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 18

В церкви на горе Голгофе на острове Анзере находился образ, на котором преподобные предстояли Иоанну Предтече, вероятно, как тезоименитому святому в миру Иова (Иисуса) Анзерского (Государственный архив Архангельской области). Примеры подобной иконографии – икона середины XVII в., с избранными святыми на полях (Галерея Яна Морсинка в Амстердаме), образ начала XVIII в. – Иоанн Предтеча в молении, поодаль Зосима и Савватий внутри обители (происходит из Дмитрова, музей Андрея Рублёва). Образы Зосимы и Савватия были изображены на серебряных пластинах, украшавших престолы Преображенского собора: «…Святый престол деревянный… с трёх сторон доски серебряные, на них изображено… Пресвятая Богородица в облаках, пред Нею в молении Преподобные Зосима, Савватий, Герман и святитель Филипп… освящён 1860 года мая 1 дня» (Государственный архив Архангельской области). Достаточно рано Зосима и Савватий стали изображаться среди избранных святых, преимущественно в северной иконописи. На иконе редкого извода «Положение ризы Божией Матери, с избранными святыми» первой половины XVI в. собора Рождества Христова в Каргополе (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) святые представлены на левом и правом полях среди византийских святых, с узкой бородой и свитком в левой руке. Фронтальные фигуры Зосимы, Савватия и пророка Давида в центре помещены на иконе XVI в. (Третьяковская галерея), Зосимы, Савватия и Александра Свирского – на двусторонней таблетке второй половины XVI в., с «Преполовением» на лицевой стороне (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). На иконе конца XVI – начала XVII вв. (музей Андрея Рублёва) ростовые прямоличные изображения преподобных дополнены фигурой Прокопия Устюжского. На иконе избранных святых 1560 г. (Третьяковская галерея) поясные образы Соловецких чудотворцев написаны справа от иконы Божьей Матери «Знамение» (Зосима с русыми волосами, Савватий с проседью). Зосима и Савватий в числе избранных святых – на четырёхрядной каргопольской иконе второй половины XVI в. (Русский музей). В группе русских святых Зосима и Савватий писались на некоторых строгановских иконах, например, на правой створке трёхчастного складня с евангелистами, избранными праздниками и святыми, с перламутровой иконой в среднике (конец XVI – начало XVII вв., Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божьей Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими Зосимой и Савватием последней трети XVI в. из церкви Леонтия Ростовского в Вологде (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих – на иконе начала XVII в. строгановского мастера Никифора Савина (Третьяковская галерея). Изображения Зосимы и Савватия дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божьей Матери конца XV в. (?), Корсунскую икону Божьей Матери второй половины XVI в. (Третьяковская галерея), Шуйскую икону Божьей Матери второй половины XVI в. (Третьяковская галерея), Донскую икону Божьей Матери с шестодневом и избранными святыми конца XVI – начала XVII в. (Государственный Эрмитаж). В группе припадающих святых Зосима и Савватий представлены на иконе «Моление о народе» конца XVII в. работы А. Фёдорова из Донского монастыря в Москве (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru