ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 13

В конце XX в. в Соловецкой обители была составлена новая редакция акафиста. В связи с равным почитанием в обители трёх соловецких первоначальников к именам Зосимы и Савватия в прошениях и в других частях акафиста было добавлено имя Германа. В январе 1998 г. в тексте было сделано ещё одно изменение в связи со сложившейся в Соловецком монастыре традицией петь братией акафист на Саровский распев, состоящий из четырёх мелодических строк и поэтому требующий количества прошений в икосах, кратного четырём. Все икосы, кроме десятого, содержали полное число прошений (12), в десятом же их было только десять, по благословению наместника монастыря архимандрита Иосифа (Братищева) в десятом икосе были добавлены одиннадцатое и двенадцатое прошения. В сентябре-октябре 2000 г. в связи с готовившимся тогда визитом на Соловецкие острова патриарха Алексия II и Президента РФ Владимира Владимировича Путина Соловецкий монастырь совместно с Издательским отделом Московской патриархии осуществил окончательное редактирование акафиста Соловецким преподобным и издал текст в конце 2000 г. впервые с посвящением трём соловецким первоначальникам. Образы Зосимы и Савватия тесно связаны, их иконография развивалась параллельно, как и традиция изображения преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Иоанна и Логгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских и др. На Соловецких островах сохранилось много мест, связанных с Зосимой и Савватием, где находились их иконы. На берегу моря (в 2 км от монастыря) была поставлена часовня в память о первоначальном месте жительства Зосимы. К северу от церкви Савватиевского скита существовала часовня в память о первом поселении Савватия на острове. В Преображенском соборе Соловецкого монастыря был устроен придел во имя Зосимы и Савватия, в подклети собора – усыпальницы преподобных, в Архангельске – посвящённая им церковь на Соловецком подворье. Чудотворцы почитались повсеместно, но самое большое число храмов, освящённых во имя преподобных, было на Русском Севере, и особенно в Поморье: в Кеми, Вирме, Варзуге, Керети, Лямце и др. В монастыре хранилось несколько реликвий преподобных: в Троицком соборе – четырёхконечный келейный крест Савватия из белого камня (Государственный архив Архангельской области), в ризнице – каменный колокол «строения» Зосимы, а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель (Архангельский областной краеведческий музей). Началом иконографии преподобных принято считать образ Савватия, привезённый купцом Иваном и его братом Фёдором из Новгорода после перенесения мощей святого с реки Сороки на Соловки. К иконе-пяднице «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», которая датируется в настоящее время первой половиной XVI в. (музеи Московского Кремля, икона названа «одним из ранних списков с первописанного образа», закрыта серебряным окладом конца XVI в.), прикреплена на обороте серебряная пластина XIX в. с надписью: «Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы в 5 лето учеником его бывшим игуменом Досифеом 3-м 1478 года». Святые представлены в рост, в монашеских одеждах (у Зосимы серая ряса и красно-коричневая мантия, у Савватия – охристая ряса и чёрно-коричневая мантия) с куколями на плечах, в молении образу Спаса Еммануила в небесном сегменте. Зосима изображён справа, с волосами на прямой пробор и с бородой средней величины, раздвоенной на конце, в его левой руке развёрнутый свиток с традиционным текстом: «Не скорбите братие…», Савватий – слева, с более длинной бородой и залысинами.

 



 
PR-CY.ru