ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ

ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ – система записи мелоса церковного пения, распространившаяся в Византийской империи начиная с X в. и существующая в греческом ареале вплоть до настоящего времени. Существуют две основные формы церковного пения: мелодическая речитация (литургический речитатив) и исполнение песнопений (псалмов, кондаков, канонов, стихир и т.д.). Мелодическая речитация – это чтение нараспев отрывков из Ветхого и Нового Заветов, называемое «экфонесис» (греч. букв. – возглашение). Экфонесис обладает музыкальными характеристиками (высота тона), но не имеет строгих ритмических характеристик. В отличие от литургического чтения мелос песнопений имеет все музыкальные характеристики: чётко определённый ритм, объёмные звукоряды, более или менее развитый мелодический стиль (силлабический, невматический или мелизматический). Двум типам пения соответствует два вида певческих рукописей, появившихся со времени изобретения музыкальной нотации для записи песнопений или их фрагментов. Рукописи, содержащие чтения с экфонетической системой знаков (Евангелиарии (или Евангелистарии), Апостолы и Профетологионы), относятся к периоду с VIII–IX по XIV–XV вв. Экфонетические знаки иногда сопровождали и другие тексты, например, Символ веры или некоторые тексты Деяний соборов. Музыкальная нотация песнопений появляется в литургических книгах в X в., однако и в более ранних рукописях присутствуют следы употребления знаков, имеющих музыкальное значение. Обозначение гласа в начале или в середине песнопения, деление фразы на колоны (с помощью точек), инципиты мелодических моделей в качестве указания на определённый напев и др. свидетельствуют, по крайней мере, об устной передаче более или менее стереотипных музыкальных образцов. Новейшие исследования (И. Папатанасиу, Н. Букаса) открыли многочисленные, хотя и изолированные примеры примитивных систем нотации, главным образом, локального характера на периферии Византийской империи (Палестина, Египет Сирия, Кипр) до появления ранневизантийской нотации. Первый известный образец нотированного византийского песнопения – гимн Святой Троице в египетском папирусе из Оксиринха (вторая половина III в.), записанный древнегреческой алфавитной нотацией с некоторыми дополнительными ритмическими знаками. Этот единичный случай не имел какого-либо продолжения: собственно музыкальных свидетельств в отличие от данных повествовательных источников от IV–V вв. не сохранилось. В папирусах VI–VII вв. обнаружены только обозначения гласа в гимнах, однако на египетском остраконе того же времени содержится фрагмент гимна, сопровождаемый знаками креста, точки и полукружия (разновидности облечённого ударения). Точка напоминает систему нотации, о которой сообщают, хотя и не описывают её подробно Аристоксен (IV в. до н.э.) и Аристид Квинтилиан (рубеж III–IV вв.?). Д. Журдан-Хеммердингер на основании исследования музыкально-космологической рукописи V–VI вв. утверждает, что точка (употребление которой – различного размера и в разных комбинациях – встречается в папирусах II–IV вв.) указывает на забытую систему нотации, использовавшуюся в коптской среде.

 



 
PR-CY.ru