ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 3

Древнейшие нотированные рукописи (Ирмологии и Стихирари) известны с X в. Асматикон и Псалтикон, списки которых сохранились только от XII и XIII вв., содержат средневизантийскую нотацию. Образцы песнопений, содержащихся в Псалтиконе и Асматиконе, встречаются и в более ранних рукописях (Ирмологиях и Стихирарях), поэтому исследователи не могут исключить, что полные Псалтиконы и Асматиконы как самостоятельные книги существовали и раньше, в период бытования ранневизантийской нотации. Об этом свидетельствуют и славянские рукописи. После исчезновения Асматикона и Псалтикона в XIV в. содержавшиеся в них песнопения наряду с новыми музыкальными творениями стали помещаться в Аколуфиях или Пападики (самый ранний известный образец – рукопись 1336 г.). Певческий рукописи содержат не весь богослужебный певческий репертуар: седальны, отпустительные тропари, кондаки силлабического распева, псалмовые стихи, стихиры, самогласны и подобны и др. песнопения либо совсем не нотировались, либо нотировались очень редко или в более позднее время. Мелос, который был всем хорошо известен, могли не записывать. Почти весь корпус песнопений византийского соборного богослужения (песненного последования) был записан уже после периода его расцвета. В различных источниках песнопения записаны в системе осмогласия и обычно распределены по соответствующим группам. В византийской нотации была разработана специальная система для обозначения гласа или одного из его вариантов, к которому принадлежит данное песнопение, – так называемые мартирии (букв. – свидетельства). В записях экфонесиса для чтений гласовые обозначения отсутствуют, что чрезвычайно осложняет исследователям расшифровку этой системы знаков. Историю нотирования песнопений исследователи делят на четыре стадии: ранневизантийская (палеовизантийская) нотация, встречающаяся в рукописях X – середины XII вв.; средневизантийская (медиавизантийская), или «круглая», нотация с середины XII в. по 1400 г.; поздневизантийская и поствизантийская нотация с начала XV в. по 1814 г.; в последние столетия этого периода возникает феномен «экзегезиса» (букв. – интерпретация), т.е. попытки «аналитической» записи мелоса, когда прежние формы нотации рассматриваются в качестве «стенографических»; нотация Трёх дидаскалов, или Хрисанфова нотация, или нотация нового метода, с 1814 г., в XX в. этот вид нотации был обогащён дидаскалом Симоном Карасом, включившим в него древние знаки, которые отвергли Три дидаскала. Для периода зарождения византийской нотации и начального этапа её развития характерно сосуществование двух различных систем: шартрской и куаленской, первая имеет, по мнению исследователей, константинопольское, а вторая – палестинское происхождение; обе появляются в рукописях в X в. и, по мнению исследователей, восходят к одной, ныне неизвестной системе. Сравнение ранневизантийской и диастематической средневизантийской нотаций, имеющих общий фонд знаков (наблюдается преемство в мелосе песнопений и способе их нотирования), показывает исследователям, что обе системы ранневизантийской нотации – адиастематические и обе используют «малые» и «большие» знаки. «Малые» знаки обозначают, как правило, один– два звука и указывают направление движения мелоса, однако не вполне точно.

 



 
PR-CY.ru