ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 6

Датировка древнейших сохранившихся рукописей с экфонетическими знаками (VIII–IX вв.), по мнению исследователей, не обязательно указывает на время изобретения данной системы. По их мнению, в этих рукописях она появляется уже в развитой форме, что предполагает определённую предысторию. Данный факт позволил К. Хёгу сделать предположение, что экфонетическая система знаков была изобретена до VII в.; основываясь на наблюдениях над номенклатурой знаков, он даже допустил, что это должно было произойти не позднее, чем в конце IV в. Ещё раньше Ж.Б. Тибо заключил, что данная система знаков должна была быть создана в V–VI вв. Описанная система знаков продолжала использоваться до конца XIII в. С начала XIV в. появляются первые признаки её упадка: упрощение, уменьшение числа знаков, использование одиночных знаков вместо их пар. Исследователи полгают, что это свидетельствует об упрощении самого экфонесиса. Процесс вырождения начался уже в XIII в., и к концу XV в. экфонетическая система знаков, по мнению исследователей, была уже почти забыта и впоследствии отвергнута. И хотя традиция экфонесиса продолжается по сей день, точное значение экфонетических знаков до сих пор исследователями не выяснено. Тем не менее, экфонетическая система знаков послужила основой для создания нотации песнопений, имеющей с ней много общих знаков. Ранневизантийская нотация впервые появляется в рукописях X в. в двух формах, или системах (шартрской и куаленской), по мнению исследователей, восходящих к общей оригинальной системе, разделившейся на две разновидности ко времени, от которого есть древнейшие из сохранившихся нотированных рукописей. И шартрская, и куаленская нотации тесно связаны с экфонетической системой знаков, т.к. большая часть знаков последней присутствует в ранневизантийской нотации под теми же или другими названиями. Смысл знаков не должен был оставаться в точности неизменным, однако, по мнению исследователей, является родственным. Связь между нотациями позволяет им предложить два объяснения: 1) обе формы ранневизантийской нотации происходят из экфонетической системы знаков и, следовательно, были созданы после неё; 2) все знаковые системы были созданы параллельно в одно и то же время на основании одного и того же источника – просодических знаков, имевших две разные, хотя и родственные системы обозначений для двух типов мелоса – чтений и песнопений. Ж.Б. Тибо и К. Флоренс склонялись к первому объяснению; К. Флорос, главным образом, исходил из того, что функции и номенклатура экфонетической системы знаков ближе к просодии и просодическим знакам, которые, несомненно, являются более древними. Второе объяснение исследователи также не могут исключать полностью, хотя ему до сих пор не найдено подтверждения в рукописях, и оно остаётся только гипотезой. Несомненным для исследователей  является родство экфонетической системы знаков и ранневизантийской нотации. Куаленская и шартрская – первые самостоятельные системы ранневизантийской нотации, названные учёными по двум рукописям, в которых они были впервые обнаружены: Ирмологию XI–XII вв. из собрания Куалена и хранившемуся в муниципальной библиотеке города Шартра и утерянному ныне фрагменту Триоди начала XI в., основная часть которой находится в библиотеке Великой Лавры на Афоне.

 



 
PR-CY.ru