ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 5

Просодические знаки делятся на тоны (музыкальные ударения), длительности, придыхания и знаки декламации. Распевная речитация – это вид чтения, требующий знаков для обозначения его структуры: разделения на сегменты (периоды, предложения или части меньшего размера) для правильного восприятия содержания текста и для взятия дыхания с помощью кратких и долгих пауз. Распевная речитация имеет более интенсивную, разнообразную и определённую музыкальную интонацию, чем устная речь: она движется в определённом направлении и делает остановки на строго фиксированных высотах, более того, характеризуется значительным разнообразием мелодических движений и каденций (что можно сравнить с современной практикой). Следовательно, речитация нуждается в знаках, обозначающих мелодические шаги и каденции. Эту функцию выполняют знаки, заимствованные из просодических знаков (по мнению исследователей, с некоторым изменением их значений), а также другие знаки тоново-мелодической природы, созданные специально для фиксации мелодических движений и каденций распевной речитации, отличающихся от менее определённых движений голоса при обычном чтении. Таким образом, была создана система простых или составных (двойных или тройных) знаков. Различают классическую и доклассические системы расстановки экфонетических знаков в библейских чтениях. В классической системе знаки размещаются парами – одни в начале и один в конце каждого колона. В Профетологионе (X–XI вв.) экфонетические пары записаны вместе с разводом адиастематической ранневизантийской нотацией, не поддающейся расшифровке. По мнению исследователей, эти комбинации составляют «экофонетические формулы» – более или менее стереотипные музыкальные фразы, используемые в экфонесисе (насколько вообще исследователи могут говорить в данном случае о стереотипном мелосе). В большей части колонов стоят пары простых знаков (включая некоторые комбинации, например, ипокрисис (играть роль), кендимы или апесо эксо (букв. – от низкого к высокому). Но в последних трёх или четырёх колонах используются двойные знаки (двойные оксии, двойные варии, апострофы), обозначающие, по мнению исследователей, более развёрнутую финальную каденцию, что отражается и в современной практике. В противоположность чётко организованной классической системе, более или менее однородно представленной в рукописях X–XII вв., доклассические системы более разнородны и обладают рядом особенностей. Наиболее важными их характеристиками являются: а) различные графические формы одного знака в разных или даже в одном и том же манускрипте; б) различный состав знаков в рукописях, т.е. меньшее или большее их число (некоторые писцы ограничиваются одним или несколькими из следующих знаков: телиа, ипокрисис, апостроф, опуская остальные); в) использование одиночных знаков вместо пар, или необычных и почти свободных комбинаций, или колонов с тремя знаками; г) музыкальное значение каждой пары знаков, как полагают исследователи, может отличаться от рукописи к рукописи; д) иногда двойные знаки используются в середине чтения (в отличие от классической системы, где они используются только в финальной каденции); е) в ранних рукописях не содержатся однообразные финальные каденции с фиксированной последовательностью двойных знаков и кендим; в этих каденциях могут также использоваться одиночные знаки.

 



 
PR-CY.ru