ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 2

Другой случай – это один из богородичных гимнов, найденных во фрагментах папируса середины VI – середины VII вв. Крюкоообразный знак, напоминающий более позднюю петасти, помещён в нескольких местах над текстом гимна; исследователи полагают, что в утраченных частях этого манускрипта могли находиться и другие знаки. Значение этой находки заключается в том, что она даёт пример, относящийся к более раннему времени, чем эпоха Иоанна Дамаскина (ум. около 750 г.), которому традиция приписывает изобретение крюкообразных знаков. Ещё одна система нотации была обнаружена в пяти греческих папирусах из Гермополя, датируемых греческими учёными Папатанасиу и Букасом VII–IX вв. Над некоторыми слогами песнопений стоят музыкальные знаки, состоящие, главным образом, из комбинаций нескольких начертаний оксиа – от одного до семи оксий над одним слогом. Реже встречаются знаки (перечислены в убывающем порядке), напоминающие более поздние элафрон, точку, ипоррои и вариа. По предположению этих учёных, данная нотация является диастематической – число оксий соответствует номеру определённой ступени (неизвестного) звукоряда. Пергаменный фрагмент, по мнению исследователей, относящийся к концу XII – началу XIII вв., рассматривается исследователями как свидетельство об использовавшейся на Кипре и в Палестине примитивной системе нотации, возможно, гораздо более древней, чем сам фрагмент: над многими словами ударение проставлено дважды, а иногда и трижды. Используемые знаки – оксиа (острое ударение), вариа (тупое) и полукружие (облечённое). Сопоставление с более поздними манускриптами показывает, что вариа и полукружие, как полагают исследователи, соответствуют «двойным» знакам ранневизантийской и средневизантийской нотаций, таким как дипли и ксирон клазма, или одиночной клазме, в то время как оксиа, по мнению исследователей, может соответствовать позднейшим комбинациям с этим знаком. Комбинация оксии с двумя точками (подобным более поздним кендимам) над одним из слогов гимна в этом фрагменте исследователи не находят соответствия в позднейших рукописях. Имеющиеся данные не позволяют им сделать окончательные выводы как о наличии связи между этими системами нотации, так и о роли их в формировании более поздних систем нотации, получивших широкое распространение. Другая группа рукописей содержит примитивную систему нотации, представленную различными формами, каждая из которых использует для описания мелизматической фигуры, известной в более поздних рукописях под названием «тематизмос», преимущественно один определённый знак (оксиа, двойная оксиа, два полукружия, маюскульная фита или иногда комбинация из двух фит). Более развитая форма этой квазинотация (фитная, или «тета-нотация») использовалась в греческих, сиро-мелькитских и некоторых славянских рукописях и после появления полной палеовизантийской нотации. По мнению исследователей, форма этих систем, хотя и является весьма примитивной и ограниченной, может указывать на связь с позднейшими системами и восприниматься как их предшественница. Запись песнопений с помощью музыкальных знаков присутствует в Ирмологии, Стихираре, Асматиконе, и Псалтиконе.

 



 
PR-CY.ru