ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 19

На широких полях иконы – золотой оклад с черневыми изображениями двунадесятых праздников в килевидных дробницах; драгоценная корона с камнями и жемчугом; на обороте – изображение Голгофского креста с орудиями Страстей. Эта икона, точно повторяющая древний чудотворный образ не только по иконографии, но и по структуре драгоценного убора, либо могла быть вкладом царя Бориса Годунова, умоленного «взойти на престол» благодаря крестному ходу в Новодевичий монастырь с чудотворной Владимирской иконой, либо принадлежала его сестре царице-инокине Александре. В других монастырях Москвы в XVI в. также находились списки прославленной святыни, но каких-либо сведений о них в настоящее время не имеется. В церквах Вологды имелось несколько чтимых Владимирских икон. Из церкви в честь Владимирской иконы Божьей Матери происходят две иконы, переданные после закрытия храма в ВГИАХМЗ. Одна – храмовый образ, созданный, как полагают исследователи, вологодским мастером, ориентировавшимся на привезённые из Москвы образцы (иконы-пядницы). В иконографии и композиции совмещены особенности списка конца XIV – начала XV вв. из Владимира, поновлённого в 1518–1519 гг. (между склонёнными ликами Богородицы и Младенца Христа виден золотистый цвет рукава Его хитона), и древней чудотворной иконы, поновлённой в 1514 г. (левая рука Богоматери поднята, пальцы приближены к рукаву Младенца). Авторская живопись на правой руке Христа и поднятой руке Богородицы не сохранилась; исследователи полагают, что первоначально рука была изображена немного ниже. Заказчиками иконы могли быть либо князь Василий III и его супруга Елена Глинская, молившие Богородицу о чадородии, либо митрополит Варлаам, в 1520 г. поставивший в Вологду епископа Пимена (Ходыкина). Ближайший аналог – Владимирская икона из Симонова монастыря. Другие иконы из этой церкви была создана (согласно первоначальной вкладной надписи на нижнем поле) в 1549 г., при царе Иоанне IV, митрополите Макарии и епископе Пермском и Вологодском Киприане. Изображение Владимирской иконы является средником монументального образа, на котором представлены праздники (Рождество Христово, Крещение, Воскресение-Сошествие во ад; Святая Троица, Жёны-мироносицы у гроба Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Покров Богородицы), помещённые в клейма, равные по своей величине среднику. Изображение иконы, выделенное широкой красной рамкой, передаёт обобщённый образ чудотворного оригинала и его чтимых списков. Младенец обнимает Мать за шею (между ликами виден золотистый цвет одежды Христа), однако кисть Его руки не показана. Левая рука Богоматери опущена, пальцы касаются и колена Младенца, и Его рукава. По своим художественным и технико-технологическим особенностям икона является произведением «сформировавшейся вологодской иконописной школы». В 1907 г. образ был расчищен из-под записей иконописцами-реставраторами братьями М.О. и Г.О. Чириковыми, оставившими на позёме клейма «Жёны-мироносицы» надпись о своей работе и опубликовавшими икону. Они полагали, что икона была сооружена усердием мира, поскольку в надписи 1549 г. сообщается о написании её «в дом Пречистой к Володимерской всемирная». А.А. Рыбаков предположил, что выбор праздников и необычно крупный размер клейм обусловлены заказом «близлежащих одноименных (праздникам) приходов», однако о существовании этих приходов ничего неизвестно. Более вероятно, что подобное соотношение клейм и средника прямо связаны с идейной программой иконы – прославлением Владимирской иконы в Вологде как «всемирной» святыни в одном ряду с важнейшими праздниками, посвящёнными Христу и Богородице. Замысел подобного прославления мог быть санкционирован царём и митрополитом Макарием, в 1547 г. рукоположившим епископа Киприана. Образ Владимирской иконы в среднике заменяет собой изображение праздника Сретения святыни, который в вологодской иконе приравнивается по своему значению к важнейшим праздникам церковного года. Некоторым аналогом иконе является произведение Дионисия Гринкова 1567/1568 г.; здесь сюжет «Сретение Владимирской иконы Божьей Матери» также помещён среди избранных праздников. Из храмов Ростова и его окрестностей в собрании ГМЗРК имеется более 20 икон Божией Матери «Владимирская». Семь могут быть датированы XVI в., три из них раскрыты из-под записей и опубликованы. Самая древняя – запрестольный образ из церкви Бориса и Глеба, находившейся близ Успенского собора на княжеском дворе. По иконографии она повторяет те списки чудотворной Владимирской иконы, в которых левая рука Младенца Христа не видна. Вторая икона – большой местный образ, вывезенный из церкви великомученика Георгия в с. Шугорь Ростовского уезда. Младенец обнимает Мать за шею, Её левая рука опущена и приближена к колену Сына, как на списках начала XV в.; главная иконографическая особенность – полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила в верхних углах иконы. На третьей иконе вверху также изображены архангелы; между ними (над нимбом Богородицы) – Преображение; вдоль узких боковых полей – образы святых в рост (изображение Божьей Матери с Младенцем иконографически близко образам на иконе из собрания Тюлина).

 



 
PR-CY.ru