ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 12

Нерукотворный образ Спасителя и икона Богоматери «Знамение» (их несут участники крестного хода). Исследователи полагают, что изображение новгородской святыни на сольвычегодской иконе восходит к образу, созданному в Великом Новгороде в последнюю четверть XVI в. – после того, как древняя чудотворная икона, принесённая сюда из Москвы в 1572 г. вместе с государевым двором Иоанна IV, неоднократно участвовала в «крестном хождении» по городу вместе с новгородской иконой Богоматери «Знамение». Храмовый образ Сретенской церкви XVII в. в суздальском монастыре во имя святителя Василия Великого представляет иконографический вариант, соединяющий особенности изображений как встречи Владимирской иконы, так и крестного хода с этой святыней. В отличие от икон «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» митрополит и великий князь изображены без нимбов. Создавший образ суздальский мастер не имел ясного представления об изображаемом историческом событии. Видимо, в его распоряжении были разные иконографические образцы, которые он использовал в соответствии со своими художественными представлениями. В конце XVI – первой половине XVIII в. миниатюры «Повести на сретение Владимирской иконы» широко использовались для написания икон с клеймами сказания. Исследователи полагают, что первая икона со сказанием (115х84 см) была создана в 1580 гг. царским изографом Истомой Савиным по заказу Н.Г. Строганова для церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке (ныне пос. Орёл Пермской области) в память о победе в 1581 г. над сибирскими татарами во главе с князем Бехбелей-Ахтаном, пытавшимися завоевать и сёла Строгановых. За образец были взяты иконы с клеймами из соборов Московского Кремля: «Богоматерь Владимирская, с праздниками» 1514 г. (из Успенского) и «Богоматерь Тихвинская, в раме со сказанием» второй половины XVI в. (из Благовещенского). На иконе Истомы Савина вместо изображений праздников в 18 клеймах помещены иллюстрации к сказанию о Владимирской иконе. Выбор сюжетов, повествующих о нашествии Темир-Аксака в 1395 г. и его изгнании, был определён заказчиком. Композиции клейм по образцу иконы 1514 г. из Успенского собора вписаны в 5-лопастные арочки с килевидными завершениями. Исследователи полагают, что чёрный цвет фона в клеймах также восходит к иконе 1514 г. с её насыщенным бирюзовым цветом, который под потемневшей олифой мог выглядеть как чёрный. На основе миниатюр повести иконописец создал варианты композиций. Изображения чудотворной Владимирской иконы в клеймах не выделены; внимание уделено фигурам победителя – великого князя московского и побеждённого – Темир-Аксака. Однако образ Владимирской иконы в среднике точно передаёт иконографию поновлённой в 1514 г. святыни, а также её драгоценный убор – жемчужный чепец и венцы с крупными драгоценными камнями, нарисованные красками. В первой трети XVII в. царскими мастерами был создан список Владимирской иконы (повторяет иконографию оригинала после поновления в 1514 г.), вставленный в раму с 26 клеймами сказания (105х71 см – икона, 180х138 см – рама), предназначенный для церкви Ризположения в Московском Кремле. В клеймах рамы подробно иллюстрированы основные сюжеты сказания от написания иконы евангелистом Лукой (клеймо 1) до благодарственного молебна (клеймо 26). Очевидная цель заказчика (вероятно, митрополита) и иконописцев – прославление древней святыни: образ Владимирской иконы помещён в 20 из 26 клейм. Изображение иконы в большинстве клейм крупное, с подвешенной к ней красной пеленой с Голгофским крестом. Составитель иконографической программы точно следовал тексту сказания XVI в., за основу брал миниатюры лицевой повести, но выбирал сюжеты, в которых представлено почитание святыни, и по-своему изображал их. В клейме 3 показано принесение иконы в дар князю Юрию Долгорукому купцом Пирогощей из Царьграда (сюжет, возникший в XVI в.). В композициях и деталях отражены впечатления иконописца от торжественных крестных ходов со святыней в дни её празднований. На полях рамы напротив клейм расположены пространные пояснительные надписи из текста сказания. В XVII в. создавали как отдельные рамы с клеймами сказания для старых и новых списков Владимирской иконы, так и иконы с клеймами на полях. Иногда на них появлялись подробные «летописи». Так, в 1680 г. в Великом Устюге иконописцем Афанасием Соколовым «по обещанию» устюжанина Ивана Малкова для церкви Введения в Архангельском монастыре была выполнена икона-рама (125х99 см), в углублённом среднике (в нише) которой на золотом фоне помещена «летопись», сообщающая, что Владимирская икона (была вставлена в нишу рамы, ныне утрачена) написана в 1562 г. в Москве, а чудеса (клейма сказания на раме) – в 1679–1680 гг. в Великом Устюге. В 32 клеймах, расположенных в два ряда, изображены сюжеты сказания о Владимирской иконе (клеймо 1 – «Написание иконы евангелистом Лукой»; клеймо 32 – «Бегство Темир Аксака»). По сравнению с иконой из Кремля количество клейм увеличено благодаря некоторым сюжетам из сказания XII в. (клеймо 3 – «Перенесение иконы из Константинополя на корабль»; клейма 14–15 – «Чудо о Золотых вратах» и др.), а также сюжетам, повествующим о Темир-Аксаке.

 



 
PR-CY.ru