ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 13

Изображение Владимирской иконы (как и в кремлёвской иконе) занимает значительное место; в клейме 12 («Установление иконы в Успенском соборе Владимира») она показана рядом с храмовым образом «Успение Пресвятой Богородицы», обе иконы с подвесными пеленами; в клейме 26 («Установление иконы в Успенском соборе в Москве») Владимирская икона стоит в киоте с подвесной пеленой. Среди лицевых иконописных сказаний о Владимирской иконе конца XVII–XVIII вв. имеются циклы, где проиллюстрированы все сюжеты сказания XVI в. На иконе из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской губернии, в котором был придел в честь Владимирской иконы, 64 клейма сгруппированы по темам (исцеления, злодеяния Темир-Аксака и т.д.). Иконописец дал свои сюжетные и исторические дополнения, выступая в роли «соавтора» составителя сказания. В искусстве Ярославля XVII–XVIII вв. чтимые иконы Богоматери с клеймами сказаний о них были излюбленным видом иконописи. Среди раскрытых из-под записей имеются две Владимирские иконы со сказанием. Икона конца XVII в. происходит из церкви Вознесения (153х117 см). В среднике с зеленовато-голубым облачным фоном изображена Владимирская икона; на широких полях 14 крупных клейм с сюжетами сказания XII в. и две с изображениями евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери и подносящего Ей образ для благословения (клейма 1, 2); в последнем клейме («Чудо о Золотых вратах») иллюстрируется деталь позднейшей редакции сказания: рухнувшая постройка (вместо упавших створ врат). На этой иконе, как и на большинстве других, отсутствуют иллюстрации чудесных исцелений, имеющие частный характер. Владимирская икона в большинстве клейм изображена без пелены, стоящей «на воздусе», перед ней – резной подсвечник-поставец. Надписи, поясняющие сюжеты, помещены вверху клейм на золотом фоне. Другая ярославская икона первой половины XVIII в. происходит из церкви святителя Иоанна Златоуста в Коровниках (157х135 см). В среднике – Владимирская икона в орнаментальной рамке; на широких полях – 18 клейм, иллюстрирующих сказания XII и XV вв. и одну повесть середины XVI в. о «новых чудесах» Владимирской иконы. Лицевое сказание на полях иконы открывается традиционным изображением евангелиста Луки, пишущего образ Богоматери и подносящего его для благословения. В последнем клейме изображены уходящие с Владимирской иконой из Кремля святители; перед ними – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умоляющие не покидать город. В левом верхнем углу этого клейма – обнажённая фигура Василия Блаженного, стоящего у закрытых дверей Успенского собора, внутри которого святители держат на руках Владимирскую икону. В правом верхнем углу – другие свидетели этого чуда. Все композиции предельно уплотнены и перегружены натуралистическими изображениями, пространные надписи помещены на полях напротив клейм. Икона конца XVII – начала XVIII в. Кирилла Уланова из Никольского монастыря в Переславле-Залесском (103х83 см) с 22 клеймами на раме исследователям интересна своими надписями к 10 сюжетам (помещены на боковых полях; другие клейма надписей не имеют), являющимися цитатами из сказания XVI в. На многих клеймах представлены торжественные молебны и крестные ходы со святыней на фоне крепостных стен, напоминающих Московский Кремль. Владимирская икона в большинстве клейм изображена с красным фоном, в некоторых – с красной подвесной пеленой. В иллюстрациях тех сюжетов, где рассказывается об украшении иконы драгоценным окладом (клеймо 14) и его ограблении воинами Батыя (клеймо 17), а также в клеймах, представляющих торжественную встречу святыни и крестный ход в Москве (19, 21, 22), икона показана в золотом окладе. В XVIII в. подобные иконы писали по заказам вкладчиков для городских и сельских храмов (одна из них, происходящая из с. Локотцы Лихославльского р-на Тверской области, хранится в ЦМиАР). Первое монументальное изображение Владимирской иконы появилось в наружной росписи над южным порталом Успенского собора Московского Кремля, возникшей, как полагают исследователи, после пожара 1547 г. В течение последующих столетий роспись многократно поновлялась (в последние 10-летия XX в. была воссоздана). Образу Богоматери с Младенцем предстоят архангелы, ниже, между колонками аркатурного пояса, изображены Московские и Новгородские святители (ряд святителей продолжается на северном фасаде храма). Главная идея этой композиции – покровительство Богоматери и русских святых Успенскому собору и Москве. Эта роспись является изобразительной параллелью к сказаниям о «новейших чудесах» Владимирской иконы середины XVI в. Во второй половине XVI в. Владимирская икона как главная Богородичная икона Руси, равная по своему значению константинопольской «Одигитрии», появляется в циклах росписей. В церкви Святой Троицы в Вязёмах близ Москвы конца XVI в., на южной стене жертвенника, представлена литургия в храме, за престолом которого показана Владимирская икона. В начале – первой половине XVIII в. сюжеты сказания о Владимирской иконе стали излюбленной темой росписи ярославских церквей.

 



 
PR-CY.ru