ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 14

По иконографии, композиции и художественным особенностям настенные изображения близки клеймам таких икон, как Владимирская икона Кирилла Уланова. В росписи церкви святителя Николая Чудотворца в Меленках (1705–1707 гг., художник Ф. Фёдоров) во втором ярусе помещены три композиции из сказания о Владимирской иконе: «Сон Темир Аксака», «Проводы иконы из Владимира», «Встреча иконы в Москве». В церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери в цикл посвящённых ей росписей (1715 г., художники Ф. Фёдоров и Ф. Игнатьев) включена композиция «Сон Темир Аксака» (южная стена, первый ярус), главное содержание которой – покровительство Богородицы и русских святых православному русскому воинству. Этот сюжет представлен также в нижнем ярусе росписи на западной стене (на стыке с северной стеной) церкви Благовещения на Волжской набережной, выполненной теми же мастерами (после 1709 г.). В нижнем ярусе росписи на южной стене этой церкви помещена 2-частная композиция с евангелистом Лукой, пишущим Владимирскую икону и передающим Богоматери образ для благословения; изображения сопровождают крупные, чёткие надписи с текстом сказания об иконе Божьей Матери «Одигитрия». На второй композиции на той же стене изображено моление перед Владимирской иконой в церкви во Влахернах (согласно надписи). В росписи церкви святителя Иоанна Златоуста в Коровниках (1732–1733 гг., художники А. Сопляков и А. Иванов; прописи XIX в.) в тертьем снизу ярусе (на уровне окон) в 13 композициях представлены основные сюжеты сказания о Владимирской иконе. Лицевое сказание начинается на южной стене у алтарной преграды с изображений евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери и показывающего Ей образ (две композиции), продолжается на западной и заканчивается на северной стене у иконостаса («Крестный ход с Владимирской иконой»). Из лицевых сказаний о Владимирской иконе в настенных росписях этот цикл самый полный. В письменных источниках XII–XIV вв. нет сведений о создании списков чудотворной Владимирской иконы, её изображения исследователям также неизвестны. Первые сохранившиеся русские иконы типа «Умиление», в которых отразились некоторые иконографические черты Владимирской иконы, датируются XIII в.: чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери (явленная, по преданию, в 1239 г.), Белозерская икона Божией Матери первой трети XIII в. и близкая к ним по иконографии икона «Умиление» («Страстная») из Димитриевского монастыря г. Кашина середины XIII в. На всех трёх иконах ноги Младенца Христа закрыты гиматием только до колен; на двух последних имеются изображения ангелов в углах средника. Как полагают исследователи, их заказчики и создатели знали чудотворную Владимирскую икону, но история и художественные особенности двух последних икон более связаны с древним Ростовом, чем с Владимиром (как полагают, они восходят к какой-то исчезнувшей святыне Ростовской земли). Первые точные копии-списки и иконы-пядницы с изображением Владимирской иконы появились после 1395 г. Древнейший чтимый список чудотворной – Владимирская икона из Успенского собора Владимира (празднование 21 мая, 23 июня, 26 августа) – иконы «в меру и подобие», создан, как полагают исследователи, Андреем Рублёвым вскоре после поновления древней святыни в конце XIV – начале XV в. Первое историческое свидетельство о почитании этого списка относится к началу XVI в. Согласно летописной повести «О иконах Владимирских», внесённой во многие летописи XVI в., в 1518 г. из Владимира приносили в Москву на поновление иконы Христа Вседержителя и Божьей Матери. А.И. Анисимов, сопоставляя летописные записи и другими исторические источники, отметил, что эта икона Божьей Матери была списком чудотворной Владимирской иконы. Принесённые из Владимира иконы поставили в Успенском соборе Московского Кремля. Повелением великого князя Василия III их реставрировали в палатах митрополита Варлаама при его личном участии, и «рублёвскую» икону крестным ходом, в котором участвовали великий князь и митрополит, 15 сентября 1520 г. проводили во Владимир вместе с тремя новыми списками, сделанными, как полагают исследователи, с этого поновлённого образа. В поздних сказаниях и народных преданиях, зафиксированных в литературе XIX в., отражены исторические события, связанные с созданием списков Владимирской иконы, с почитанием их в Москве и во Владимире (они отождествляются с другими чтимыми в Москве образами Божьей Матери). Автор рецензии на сочинение «Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской» (М., 1849) привёл предание, известное ему из «некоторых древних прологов», в котором рассказывается о чудесном возникновении владимирского списка, «совершенно сходного по внешнему украшению и по письму» с древней святыней, оставленной в Москве после чудесного спасения от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. В другом предании, восходящем якобы к Книге степенной царского родословия, с владимирским списком соотнесено сказание XIV в. об иконе Богородицы, написанной митрополитом Петром в бытность его игуменом в Ратском монастыре на Волыни, почитавшейся в Успенском соборе Московского Кремля. Зафиксированные исторические сведения о чудесах Владимирской иконы из Владимира немногочисленны и относятся к началу XVIII в.

 



 
PR-CY.ru