ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 18

Возможно, это было связано с созданием новой прориси древней святыни при поновлении её в 1566/1567 г. митрополитом Афанасием. Сокращённые варианты изображений Владимирской иконы (погрудные) также отражают иконографию трёх ранних списков. В литературе XIX–XX вв. подобные изображения называются Игоревской иконой Божьей Матери, т.к. имеют сходство с почитавшейся в Успенском соборе Киево-Печерской лавры легендарной «келейной иконой» великого князя Игоря Ольговича (согласно резной надписи на поздней серебряной ризе этой иконы). Однако имеющиеся иконы относятся к XVI в., когда, вероятно, и появились первые сокращённые изображения Владимирской иконы (к этому же времени относилась и несохранившаяся «келейная икона» великого князя Игоря). В XV–XVII вв. в Покровском женском и Спасо-Евфимиевом мужском монастырях Суздаля находились выполненные по заказам знатных особ, а также вложенные родовитыми пострижениками и их «сродниками» многочисленные иконы Богоматери, среди которых были и богато украшенные Владимирские иконы (сохранившиеся иконы ныне находятся в музеях России). В описи Покровского монасытря 1597 г. «Владимирской» названа только икона в серебряном окладе с праздниками на полях, с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте, которая является одним из точных списков поновленного в 1514 г. чудотворного оригинала (вероятно, была использована прорись). В ней повторился тот же тип лика Богоматери, что и на древней иконе, точно передано созерцательно-скорбное выражение глаз. Икона была создана вскоре после 1514 г., вероятно по заказу великого князя Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой. Сохранившиеся иконы-пядницы XV–XVI вв. (так же как и вкладные иконы Троице-Сергиева монастыря) воспроизводят иконографические особенности трёх чтимых списков древней святыни. Они отличаются высокими художественными достоинствами, частично или полностью сохранился их драгоценный убор. В Спасо-Евфимиевом монастыре почиталась редкая по иконографии (единственная из сохранившихся) Владимирская икона с клеймами Акафиста Богородицы на полях, в драгоценном уборе, созданная в последней трети XVI в. по заказу «думного дворянина», опричника Иоанна IV Дементия (Деменши) Ивановича Черемисинова, ближайший аналог образу Богоматери – Волоколамская икона Божией Матери 1572 г. Согласно описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г., у иконы были две пелены: праздничная, с образом Богородицы, и повседневная, с крестом. Икона помещалась в обложенном серебром с черневыми изображениями Святой Троицы и Деисуса киоте, на котором также были живописные образы святых и праздники. В период реставрации иконы в 1971–1983 гг. оклад был снят и перенесён на отдельную доску. Списки чудотворной Владимирской иконы появились в древних московских монастырях, вероятно, вскоре после создания икон-наместниц для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля. Владимирские иконы XV–XVI вв., происходившие из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери монастыря, который был основан на месте встречи святыни в 1395 г., не сохранились. Первая из них, видимо, напоминала список конца XIV – начала XV вв. из Успенского собора Владимира. В Симоновом Новом монастыре также находились иконы, близкие по иконографии к первым точным спискам Владимирской иконы. Из этого монастыря происходит Владимирская икона, иконография и композиция которой повторяют список из Успенского собора Владимира (В.И. Антонова датировала икону первой половиной XVI в., Э.К. Гусева – началом XVI в., приписав её мастеру «круга Дионисия»). Появление этой иконы следует связывать с поновлением в 1518 г. икон из владимирского Успенского собора, когда, вероятно, по заказу митрополита Варлаама (либо им самим) был создан также список для Симонова монастыря (Варлаам был поставлен во митрополита из архимандритов этого монастыря; сюда он возвратился в 1521 г., оставив кафедру). В Новодевичьем монастыре среди сотен Богородичных образов имелось несколько десятков списков Владимирской иконы. До 1917 г. здесь почиталась икона, напоминавшая древнюю святыню не только иконографией, но и драгоценным убором (1580 гг.; находится в местном ряду иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря, у северных алтарных врат). На широких полях её оклада помещены 12 килевидных дробниц с двунадесятыми праздниками; на одной из дробниц (вместо Сошествия Святого Духа) представлены Феодор Стратилат и Ирина – соимённые святые царя Фёдора Ивановича (1584–1598 гг.) и царицы Ирины Фёдоровны, в 1598 г. постриженной в Новодевичий монастырь с именем Александра (ум. 26 октября 1609 г.). Это, несомненно, царский вклад. Самая драгоценная икона-пядница, отмеченная в описи 1860 г., была передана в Оружейную палату.

 



 
PR-CY.ru