ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 15

Пишут, что в 1708 г. тяжелобольной стольник Григорий Андреевич Племянников получил исцеление по молитве перед иконой, принесённой в его дом, и в благодарность сделал во владимирский Успенский собор значительный вклад. Свидетельством почитания иконы являлся и её драгоценный убор. Охряные фон и нимбы предназначались под оклад. Древний несохранившийся убор в период реставрации иконы в Москве в 1518–1519 гг., как полагают исследователи, был обновлён и дополнен или полностью заменён. Первые исторические свидетельства об окладе и пеленах содержатся в описи владимирского Успенского собора 1693 г., сверенной с описью 1683 г. В этом документе икона названа чудотворной, сообщается о её новой реставрации в Москве в 1684/1685 г. Она была в серебряном золочёном чеканном окладе, с венцом и коруной, украшенными драгоценными камнями и жемчугом; на полях – 18 серебряных золочёных «литых» дробниц с черневыми изображениями святых. У иконы было пять пелен: две лицевые – с изображением Владимирской иконы (одна из них с предстоящими преподобным Алексием, человеком Божиим, и преподобной Марией Египетской – соимёнными святыми царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской), к лицевым пеленам были пришиты простые пелены с шитыми Голгофскими крестами; три других – бархатные и атласные, с шитыми Голгофскими крестами, богато украшенные. Икона стояла в киоте по левую сторону от царских врат. В 1760 гг. по распоряжению Владимирского епископа Павла, духовника императрицы Екатерины II, все древние вещи Успенского собора были изъяты. В 1767 г. из снятого с них жемчуга и старого драгоценного убора Владимирской иконы к ней сделали новые жемчужные ризу и пелену; икону поместили в новый киот. В XIX в. в уборе иконы появились дополнения. Как следует из описи 1896 г., помимо драгоценных украшений, пожертвованных московскими и владимирскими купцами, на иконе находились приложенная бывшим редактором губернских ведомостей В.И. Доброхотовым звёздочка с бриллиантами и сапфиром от перстня, пожалованного ему императором Николаем I за описание владимирских древностей; бриллиантовый перстень с «червчатым камнем» директора владимирской гимназии И.Ф. Дмитриевского, полученный им от императора Александра I за первую книгу по истории г. Владимира: «О начале Владимира что на Клязьме...». В 1894 г. «трудами и усердием» московской «купеческой вдовы А.А. Шишкиной» жемчужная риза была обновлена. В 1918 г. по предложению духовенства владимирского Успенского собора икона была раскрыта из-под записей в Комиссии по реставрации и сохранению древней живописи Г.О. Чириковым, Ф.А. Модоровым и И.А. Барановым. При реставрации была обнаружена «тонкая прописка» XVI в. На отреставрированную икону вновь надели ризу и поставили её в киот на прежнее место, т.к. в соборе продолжалось богослужение. В 1923 г. она была передана в образованный в 1921 г. Владимирский губернский музей. В 1935–1937 гг. снятый с иконы оклад был сдан в Госфонд. В настоящее время икона находится в экспозиции ГВСМЗ (в здании бывших Присутственных мест). Икона (101х69 см) сделана в размер древнего оригинала с надставленными полями, но отличается пирамидальным очертанием силуэтов фигур и низким расположением левой руки Богоматери. Несоответствие композиций икон исследователи объясняли творческим решением мастера. Было высказано также мнение, что владимирский список (и другие списки XV в.) передавал новый облик древней Владимирской иконы, возникший после её поновления. Это мнение находит некоторое подтверждение в реставрационных материалах 1918–1919 гг. Отмеченные реставраторами и А.И. Анисимовым композиционные и художественные особенности поновленной в конце XIV – начале XV в. древней Владимирской иконы из Успенского собора Московского Кремля во многом напоминали особенности владимирского списка. Цветовое решение отличается сдержанностью, мягким гармоничным соотношением красочных поверхностей, отсутствием резких светотеневых контрастов и активных высветлений. Как полагают исследователи, такая трактовка образа связана с воспроизведением живописных особенностей поновлённого чудотворного оригинала. Композиции иконы свойственны черты, характерные для произведений Андрея Рублёва (гармония, ритмическая согласованность плавных, круглящихся линий, пирамидальность силуэта). Владимирский список отличается от других воспроизведений Владимирской иконы положением обеих ступней ног Младенца Христа, изображённых на одном уровне, что усиливает впечатление лёгкости его фигуры и ещё больше сближает этот список с творениями Андрея Рублёва. И.Э. Грабарь первым отнёс икону к работам этого мастера. Вслед за ним и другие исследователи видели в иконе произведение либо Андрея Рублёва, либо близкого ему по стилю мастера. Большинство исследователей датируют икону 1408–1410 гг. и связывают её возникновение с созданием росписей и иконостаса владимирского Успенского собора преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

 



 
PR-CY.ru